2 5 2024 |
|
ЭКСКЛЮЗИВ
НАШ ПАРТНЕР
РАССЫЛКА
|
Сказка про пьяного хирурга.
30 лет назад, 1 января 1976 года, телевидение СССР показало фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» режиссера Эльдара Рязанова. Фильм гениальный, теперь уже это очевидно. Ничего близкого по всенародной любви к этой новогодней киносказке для взрослых никто не создал, хотя и пытались – В. Машков, например («Сирота казанская»), а еще раньше О. Ефремов («Старый Новый год»). «Иронию судьбы» Рязанов снимал февраль-март-апрель, сдал в июне, а потом шесть месяцев картина ждала своей новогодней премьеры. Новогодние фильмы – ритуальные. Смена лет требует «волшебного ударного момента». В Австрии под Рождество и Новый год всегда показывают оперетту Штрауса «Летучая мышь», в Англии – «Рождественский хорал» по Диккенсу, в США – балет «Щелкунчик» Чайковского, во Франции – черную комедию про бомжей «Дед Мороз-отморозок», в Чехии – сказку «Три орешка для Золушки»… За три десятка лет непрерывных показов «Ирония судьбы» Рязанова прошла все стадии зрительского отношения: очарование – абсолютный восторг – легкое раздражение – отвращение – аллергия. На сегодняшний момент это просто классика. Уже возможны темы для диссертаций. Например: «Легкий пар» -- энциклопедия советской жизни». Две пенсионерки, в Ленинграде и Москве, к старости бесплатно получают двухкомнатные квартиры в новостройках. И там, и там – неустроенные судьбы взрослых детей. Обе семьи живут средне – как и подавляющее большинство советского народа (расслоения как такового еще нет). Стоимость потребительской корзины легко высчитывается по убранству новогодних столов, доходы – по одежде, обуви, мебели... Другая тема диссертации: «Какие изменения произошли за последние тридцать лет». Врач и учитель в большинстве своем по-прежнему в категории низкооплачиваемых профессий. Одиноких немолодых людей ровно столько же, сколько и было. В баню по-прежнему ходят, несмотря на наличие ванны и даже джакузи. Песни под гитару так же поют. Французские духи как были, так и остались прекрасным подарком для дам. И мужская дубленка не устарела, даже модель осталась примерно такой же. А вот в самолет теперь просто так не сядешь – правила посадки из-за террористов сильно ужесточены. Кстати, о самолете. На самом деле это был поезд! Надо сказать, что в основе фильма лежит пьеса режиссера Эльдара Рязанова и драматурга Эмиля Брагинского «С легким паром!» (1968 год). До того как попасть на телеэкран, она уже была довольно популярна, шла в 110 театрах Советского Союза. (Но впервые эту пьесу поставили не в СССР, а в ГДР, и немецкий режиссер пригласил на главную роль француженку. Когда его спросили, почему француженку, он ответил вопросом на вопрос: «Кто ж в немку за одну ночь влюбится?») Пьесы и сценарии Брагинский и Рязанов начали сочинять вместе с 1963 года (первым был сценарий кинофильма «Берегись автомобиля!»). Рязанов говорил: «Каждое утро мы с соавтором встречаемся. Один из нас с надеждой смотрит на другого, думая, что тот сейчас скажет что-нибудь умное. Висит длительная унылая пауза, тупые глаза соавторов шарят по стенам, внутри полное ощущение собственной бездарности (где-то, в общем, справедливое). Наконец один произносит: «Мне рассказали интересный случай…» На это раз «интересный случай», который вспомнили сценаристы, был такой. Однажды 31 декабря известный советский композитор, знаменитый мастер розыгрышей Никита Богословский посадил сильно выпившего в компании, лыка не вязавшего товарища на поезд, заплатил проводнице, чтобы та присматривала за невменяемым пассажиром, и отправил в Киев. Протрезвев 1 января, мужчина вышел на перрон чужого города (он не знал, какого) и обнаружил в кармане всего 15 копеек. Собственно, на этом история заканчивалась. Со временем она обросла вариантами и вариациями, говорили, что жертва розыгрыша попала не в Киев, а в Ленинград, и этой жертвой оказался сам Богословский… Как бы там ни было, Брагинскому-Рязанову история очень понравилась. Они стали фантазировать, что же с пассажиром могло быть дальше. Возникла мысль об одинаковых названиях улиц, сходстве домов, квартир, мебели. (Чистая правда: выбор у советских людей был очень ограничен.) Но как оставить героя в состоянии «несоображения» несколько часов? Ага, значит, он летел в самолете. (Попутчиком пьяного героя Эльдар Рязанов сделает в фильме себя.) Итак, герой прилетел в чужой город, очнулся, ничего не ведая, пришел в чужую квартиру, а там?.. «Мы осложнили ситуацию максимально, -- рассказывал Рязанов, -- мы подарили Жене невесту Галю, а Наде преподнесли жениха Ипполита. То есть мы поставили себя как драматургов в трудное положение: за одну ночь мы должны были заставить героев расстаться со своими привязанностями и полюбить друг друга. На этом этапе прояснилась главная мысль пьесы – в суматохе дней, их суете и текучке люди часто не замечают, что довольствуются не подлинными чувствами, а их суррогатами… Мы показали процесс освобождения Жени и Нади от прежних влюбленностей, переход от взаимной неприязни к обоюдной заинтересованности, рождение первой нежности, чувственное влечение, возникшее от первых шуточных поцелуев, наконец, осознание, что пришла настоящая, главная любовь жизни…» Из простого розыгрыша, житейского анекдота родилась большая правда – СЧАСТЬЯ НЕ ХВАТАЕТ. И все надеются на чудо. Потребность в чуде у нас в крови. У Рязанова мы увидели, как это происходит, КАК ПРИХОДИТ СЧАСТЬЕ. А что? Все бывает, и такое могло быть, подумали мы и поверили. Ну как не поверить? И сегодня в любом троллейбусе или даже личном автомобиле, в офисе или на прогулке можно встретить Надю Шевелеву. Она ухожена, сама зарабатывает себе на жизнь, неглупа и одинока. Отдает какому-то мужчине лучшие годы и все еще готова любить. Этот тип женщин остался. Холостяк «далеко за тридцать», маменькин сынок, врач из поликлиники, который на карьеру уже и не рассчитывает. Такой мужчина в советские времена еще «проходил», а сегодня котируется невысоко. Только обаяние актера Андрея Мягкова до сих пор спасает героя. Рязанов хотел заполучить в свой фильм комедийную звезду. Мягков ею не был. К тому времени он снялся в роли Алеши Карамазова по Достоевскому, сыграл молодых Герцена, Гайдара и Ленина (ну и обойма!) и никак не проявил себя в качестве комедийном. Рязанов видел в роли Жени Лукашина Андрея Миронова, блистательного Козодоева из «Бриллиантовой руки». Ему в пару он определил Людмилу Гурченко в роли Нади. Миронов и Гурченко, несомненно, разыграли бы великую трагикомедию и… провалили бы все дело. Ну никак не мог такой классный мужик, как Андрей Миронов, любимый всеми женщинами Советского Союза всех возрастов, быть Лукашиным, у которого проблемы с дамами. Рязанов пригласил Миронова на кинопробы и сам же его отверг, нанеся актеру просто удар в сердце. Но -- киноправда превыше всего. Теперь уже к Мягкову искали актрис, пробовали то Светлану Немоляеву (она воспринимала все слишком серьезно и была тяжеловесна в диалоге), то Алису Фрейндлих («…очарование неправильных черт лица пропало, осталась одна некрасивость – трудно было поверить, что в такую Надю можно влюбиться в течение ночи», -- сетовал режиссер). От отчаяния Рязанов вспомнил польский фильм «Анатомия любви» и позвонил в Варшаву Барбаре Брыльска. Было ЕЩЕ НЕЧТО, что предопределило успех. Музыка -- да. Актеры второго плана -- да. Очень крепкий при всей своей сказочности сюжет – да. Еще нечто… Давайте вспоминать. 1975 год -- через семь лет умрет Брежнев. А еще через три начнется перестройка. В обществе накапливается раздражение. Коммунизма как не было, так и нет. «Квартирный вопрос» давит. Хорошие вещи, мебель, сухую колбасу, кофе в зернах и многое другое надо «доставать», да еще приплачивать сверху. Предел роскошного отдыха – вращающийся ресторан на Останкинской башне. А почему не на Эйфелевой? И какого черта встречаемся в бане, а не на Елисейских полях?! Перестройка началась не в политике, а в подсознании Лукашиных и Шевелевых. За финскими сапогами безумная очередь, а наши спортсмены говорили, что, вон, на этом «загнивающем» Западе всяких сапог -- завались. В ихний супермаркет заходишь – а там сорок сортов сыра! И джинсы! И бананы на каждом углу продают! И!.. «Какая гадость, какая гадость -- эта ваша заливная рыба!» Главная фраза фильма произнесена Яковлевым-Ипполитом так, что смысл-подтекст под нее можно положить любой, даже самый раздиссидентский. Какая гадость – и этого нет, и того не достать, а то, что дают, так только избранным. Действительно, «какая гадость»! …Премьера фильма прошла в четверг, 1 января 1976 года, по Первой программе ТВ (всего в СССР тогда было три программы). Началась она в 17.45 и, так как рекламных пауз не было, закончилась уже к 21.00. Газета «Вечерний Минск», по которой я сверяла выход «Иронии…» в телевизионный свет, печатала в тот день такие новости. 1. В канун Нового года сдан в эксплуатацию кинотеатр «Октябрь», построен «Вильнюс», проектируется «Москва». Кино демонстрируется в 27 точках, включая уже полузабытые сегодня, перестроенные, закрытые, снесенные, сгоревшие кинотеатры «Родина», «Маяк», «Беларусь», «Новости дня», «Авангард», «Спартак», «Знамя», «Смена», «Современник», «Искра», «Вымпел», «Ударник», «Восход». (Кино показывают еще в четырех домах культуры и Окружном доме офицеров). 2. Первое лицо республики – Федор Сурганов – поздравляет народ. 3. В республиканском Доме мод – смена тенденций: вместо женщины-подростка в моду входит утонченная дама. Длина юбок опускается – от двадцати сантиметров выше колена до двадцати сантиметров ниже. 4. Вступила в эксплуатацию новая ветка электричек Минск--Столбцы. 5. У поэта Рыгора Бородулина вышло за год сразу несколько книг. 6. На телевизионных экранах вот-вот загорится «Голубой огонек» с главным хитом – дуэтом Авдотьи Никитичны и Вероники Маврикиевны. …А 1 января, очнувшись ближе к вечеру и доедая «оливье», народ включил телевизор и неожиданно для себя начал заново проживать только что прожитую новогоднюю ночь. Две серии о неправдоподобных похождениях пьяного хирурга. «Ирония…» -- очень странная комедия. Тягучая – длинные проходы героя Ширвиндта в начале фильма, долгое возвращение героя Мягкова в финале, не всегда веселые песни в середине… Комедия такой быть не должна – то ли дело гайдаевские гэги-киноанекдоты! В 1932 году Александр Кочетков с женой Инной отдыхали в Ставрополе и собирались ехать в Москву. Купили билеты на поезд «Ставрополь–Москва». Но обоим было так хорошо, что решили задержаться на день. Любовь задержала. А поезд уехал. В нем уехали друзья Кочетковых. Поезд потерпел крушение, многие из друзей погибли. «Нас спасла любовь»,-- напишет потом Инна в своих воспоминаниях о муже. Александр напишет «Балладу о прокуренном вагоне», больше известную, как «С любимыми не расставайтесь» и ходившую долгое время в списках. В годы войны эти стихи цензоры находили в солдатских письмах – равно как и симоновское «Жди меня». Молодые люди переписывали «С любимыми не расставайтесь» из тетрадки в тетрадку. Кочетков умер в 1953-м, а в 1966-м в альманахе «День поэзии» баллада наконец была опубликована. И попала в фильм. Вторая главная фраза «Иронии судьбы» -- «С любимыми не расставайтесь». И подтекст под нее каждый волен тоже подложить свой. Не расставайтесь с любимыми людьми, городами, пристрастиями, принципами, вещами... Не предавайте. «Всей кровью прорастайте в них». Женя Лукашин мог бы снова сойтись с Галей – ну, повалялся бы в ногах, ну, позвал бы маму в подмогу, и -- свадьбе быть. Но не захотел, потому что крепко «пророс» в Надю. Для того чтобы это понять или хотя бы почувствовать, одной ночи вполне достаточно. Эрзац-невеста хороша, пока не появляется невеста подлинная. Человека, его сущность, можно, оказывается, измерить, уложив между двух простых с виду понятий: «С любимыми не расставайтесь» и «Какая гадость, эта ваша заливная рыба». То, что человек принимает, и то, что он отрицает. Плюс-минус. Между ними возникает ток, как в батарейке. Вырабатывается энергия. Много энергии – даже от придуманных, виртуальных героев. Этого топлива для зрительского интереса хватило вот уже на тридцать лет.
Банный веник Жени Лукашина, или фактики из практики Фильм долго не запускали в производство, т.к. цензура усматривала в нем пропаганду пьянства. Пятеро мужчин, которых играют Мягков, Яковлев, Ширвиндт, Белявский, Бурков, напиваются вдрабадан, а мужа учительницы, которую играет Талызина, не впускают в квартиру Шевелевых, чтобы не напился. Было из-за чего ломать копья! На съемках Мягков, Ширвиндт, Белявский и Бурков действительно напились: сцена «В бане» снималась в коридоре «Мосфильма», холод стоял страшный, актеры накачались бочкового пива и отключились. Рязанов разозлился, накричал и уехал домой. Назавтра съемки продолжились, спиртного на площадке не было ни капли. Но в картину вошли в основном те кадры, что были сняты в первый день. На доме №125 по пр. Вернадского в Москве, у подъезда которого проходили не только московские, но и «ленинградские» съемки фильма, висит мемориальная доска: лица Жени и Нади на фоне елки, гитары и шампанского. На время съемок цифру «1» замазали. Так получился мифический «Дом номер 25, третья улица Строителей». Этот 16-этажный дом на Вернадского попал в поле зрения Рязанова потому, что был экспериментальным. Весь «эксперимент» -- просторная парадная и десятиметровые кухни. У подъезда Рязанов поставил огромные ветродувы – они гоняли для съемки псевдоснег. Была ранняя весна, и вместо снежинок пришлось пускать под ветродувы кучи мелких бумажек, мусор от дыроколов. Жители дома потом долго отчищали свои квартиры от этого мусора, залетавшего в форточки. В Питере нет и не было улицы Строителей. В Москве есть такая улица, но без номера. Зато в Питере есть клуб фанатов этой киношной улицы, который возглавляет реальная Надя Шевелева -- библиотекарь. Фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» стал 12-м по счету в режиссерской биографии Рязанова (если включить в список его единственный полнометражный документальный фильм «Остров Сахалин»). У Эльдара Рязанова – три жены. От первой, кинорежиссера Зои Фоминой, он ушел к Нине Скуйбиной, главному редактору объединения киноработников на «Мосфильме». Это был очень красивый роман. Отношения Эльдара и Нины, которые просто светились счастьем, их эмоциональный настрой – все это вошло в «Иронию судьбы». Сегодня уже нет в живых ни Зои Фоминой, ни Нины Скуйбиной. Эльдар Рязанов женат на Эмме Абайдуллиной, с которой он тоже счастлив. Барбаре Брыльска категорически не нравились и не нравятся до сих пор те типы мужчин, которые представляли Мягков и Яковлев. Более того, строптивая полька ни за что не хотела целоваться в кадре с Юрием Яковлевым. «На съемочной площадке он меня и прижимал к себе, и обнимал за талию, и предлагал целоваться страстно, но я все время отталкивала его и говорила: «Давай будем только делать вид, что целуемся» и просила Рязанова сократить количество «интимных» сцен», -- вспоминает Брыльска. На момент съемок ей исполнилось 34 года. (Андрею Мягкову -- 37, а Юрию Яковлеву – 47 лет.) Барбара была уже очень популярна. Кроме Рязанова, ее в СССР снимали А. Зархи («Города и годы»), Ю. Озеров («Освобождение»), и это было задолго до «Иронии». Брыльска сразу сказала Рязанову, что очень хочется сняться в «Иронии…», но по натуре она не романтик и в «волшебные ночи» не верит. Композитор Микаэл Таривердиев сам нашел исполнительницу песен для фильма – Аллу Пугачеву. С ней он уже встречался во время работы над фильмом «Король-олень», где она тоже пела его песни. В начале 1975-го Алла Пугачева была еще мало кому известна и поэтому стоически терпела «издевательства» и Таривердиева, и Рязанова. Оба заставляли ее перезаписывать песни, которые якобы поет Барбара Брыльска, помногу часов и помногу дней. Пугачева закончила запись песен для «Иронии судьбы» и уехала в Варну, где на фестивале «Золотой Орфей» ее ждал триумф. Потом никто не мог поверить, что тончайшее цветаевское «Мне нравится» исполняет та же певица, что в широченном балахоне горланит «Арлекино». В фильме много ляпов. Самые известные: из Москвы вылетает Ил-62, в полете нам показывают Ту-134, а в Ленинграде приземляется Ту-154. Водитель такси, на котором Надя едет за билетом для Жени, -- брюнет с бакенбардами, а позднее он же – блондин без бакенбардов. Надя в форточку выбрасывает фотопортрет Ипполита – Юрия Яковлева. А на снег падает фото… Олега Басилашвили, который и должен был играть Ипполита (все уже было готово и кое-что отснято, в том числе «полет» фотографии, но у актера умер отец, и он не смог исполнить эту роль). Генсек Леонид Ильич Брежнев оказался тонким ценителем необычной комедии. После того как он на даче посмотрел «Иронию судьбы», ее создателям дали Государственную премию СССР. Было это в 1977 году. Светлана ШИДЛОВСКАЯ
|
|
BelarusToday.info • Copyright Magic 1999 - 2013 |
|