BelarusToday.info
Switch language
2 5 2024
Новости
Культура
Наука и техника
Спецпроекты
Развлечения
Периодика
О сервере
 ЭКСКЛЮЗИВ
 НАШ ПАРТНЕР
 РАССЫЛКА
  СпецпроектыЭксклюзив
У белорусского авангарда лицо «Мамонта»

В Беларуси не так много настоящих творческих фестивалей. Таких, где может раскрыть свой потенциал человек, не просто смело и неординарно мыслящий, но еще и способный производить столь же неординарный продукт. Именно для этих людей — фестиваль авангардного искусства «Мамонт».

Рождение и начало

Во второй половине 90-х по БТ шел еженедельный телевизионный журнал моды «Бон Тон». Его Юрий Бреус [Нажмите для увеличения]автором и режиссером был опытный телевизионщик Юрий Бреус. И, как всякий медиапроект, тележурнал нуждался все в новом и новом материале. Ну, посудите сами: разве белорусская мода развивается такими бешеными темпами, чтобы каждую неделю телезрителю можно было показывать что-то новое и интересное? Бреус сам это новое искал — и находил.

Однажды съемочная группа передачи «Бон Тон» поехала на модный фестиваль «Белая амфора». Как положено, отсняли показ. «А в конце у них там, неформально, студенты техникума сделали такой хулиганский, смешной показ. Какие-то старые виниловые гнутые пластинки были, — рассказывает Юрий Бреус. — И мы, когда монтировали материал, посмотрели, что это очень зрелищно. И я подумал, что у нас хулиганов не меньше, надо дать им возможность проявить себя, какие-то свои идеи заявить. Потом решили, что устроим такой зимний фестиваль, назовем его „Мамонт“, а какая-нибудь Фестиваль авангардного искусства «Мамонт 1995»  [Нажмите для увеличения]богатая фирма, шубами которая торгует, будет нашим спонсором…»

Скоро сказка сказывается, нескоро ищутся спонсоры. Тем не менее, судьба благоволила первому Мамонту современности. Нашлись люди, благодаря которым в Белорусском Центре моды под католическое Рождество 1995 года состоялся первый национальный авангардный фестиваль. Девиз его, как и последующих бреусовских фестивалей, звучал так: «До того, как что-нибудь было, ничего не было». Начиналось все с чистого листа, с идеи, с буквы "А". «Аксиология (этическая ценность)», «атараксия (невозмутимость души)», «аффект (волнение, страсть)», «апробация (одобрение)», «анемия (малой кровью)» и «атас! (без комментариев)» — такие вот гениальным художникам-дизайнерам предлагались номинации. По задумке Бреуса, вся хронология последующих фестивалей должна была быть представлена в алфавитном порядке. Предполагался неограниченный полет мысли и безбрежный поток сознания. Делай, что хочешь, из чего хочешь, — Фестиваль авангардного искусства «Мамонт 1996»  [Нажмите для увеличения]лишь бы была идея, и людям было на что посмотреть! Афиши гласили:

«Неукрощенная мода рождает
неукрощенные эмоции.
Наденьте новую шкуру.
Позвольте себе немного
Свободы. Найдите таких же как
Вы и устройте охоту на мамонта».
На первый фестиваль, рассказывает Юрий Бреус, «пришли Дима Кухарчик, Ваня Айплатов, Кучко Лена с такими любопытными очень коллекциями… Открытия были все время, все росло как на дрожжах. Культурные такие дрожжи. Ну, естественно, второй фестиваль мы с еще большим воодушевлением делали».

Да, в следующем, 1996 году, в модельно-творческой среде уже знали, что такое «Мамонт». Фестиваль авангардного искусства «Мамонт 1997»  [Нажмите для увеличения]И пошло-поехало, подтягивались новые дизайнеры, новые заинтересованные, новые помощники…

У Юрия Бреуса хранится объемная папка с материалами его «Мамонтов». Много в ней интересных бумаг, эскизов и афишек, документов и списков. Вот — сценарий второго фестиваля, отпечатанный на пишущей машинке: милая болтовня для бессменной ведущей Алены Спиридович, перечень участников и жюри, вопросы викторины… «Я все думаю, что лучше потерять — вкус или совесть? Кстати, наша совесть чиста. Мы не отказали ни одному художнику, ведь каждый должен когда-то начать. Сегодня все имеют шанс стать в авангарде…» Ведущая говорила чистую правду: если дизайнер приносил на фестиваль хоть какую-то идею — он показывал ее публике. Так, в процессе, «Мамонт» совершенствовался, творчески росли и его участники.

Фестиваль авангардного искусства «Мамонт 1998»  [Нажмите для увеличения]Четвертый «Мамонт», с номинациями на "Г" («Габарит», «Гротеск», «Гомо-графити» и т.п.), был заявлен уже как международный, потому что резонанс от мамонтовской поступи гулкими раскатами пошел по всем соседним республикам.

Пятый, шестой, седьмой фестивали «обрастали» авторитетом со страшной скоростью. Страна гудела, желающие участвовать в авангардных показах исчислялись сотнями. Поддержка — по крайней мере, моральная — оказывалась на самом высоком уровне.

Однако, чем тяжелее становится корабль, тем опаснее ему плыть. Восьмой фестиваль, где творческие люди собирались порезвиться на букву "Ж", так и не стал публичным достоянием. Организаторы «не потянули» стоимость аренды помещения для проведения «Мамонта-2003». Все же Юрий Бреус считает, что, хоть этот показ и не был публичным, он все же сохранился в истории фестиваля.

Фестиваль авангардного искусства «Мамонт 2001»  [Нажмите для увеличения]«Были дизайнеры, были коллекции, был творческий процесс. Фестиваль прошел. Виртуально. Кулуарно. И авангардный фестиваль может быть и в таком виде».

А потом Юрий Бреус уехал в Москву. Сейчас он работает арт-директором самого крупного в Европе торгового комплекса «Горбушкин двор». Серьезная должность, интересная и творческая, требующая много сил и времени. Бреус перестал делать «Мамонт».

Воскресение фестиваля

Об этом событии было объявлено в позапрошлом году. К тому времени многие дизайнеры, заявившие о себе на минувших авангардных фестивалях, стали известны не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами: Дмитрий Кухарчик, Иван Айплатов, сестры Парфенович, Татьяна Каримова, Наталья Цыганкова, Елена Кучко… Идея возобновить «Мамонт» пришла в голову Юрию Будько, генеральному директору фирмы «Мэджик», человеку тоже творческому. Собралась Юрий Будько [Нажмите для увеличения]команда единомышленников. И вот в июне прошлого года фестиваль состоялся вновь.
Новые руки взялись за мероприятие крепко и, похоже, надежно. Попытались даже кардинально поменять масштаб: «Фестиваль авангардной моды» стал «Фестивалем авангардного искусства» — с таким прицелом, чтобы в его рамках проходил не только показ коллекций одежды, но были представлены и другие направления искусства — живопись, скульптура, театр…

Великолепное шоу «Мамонта-2005» собрало зрителей полный Концертный зал «Минск». Режиссировал действо Василий Бизюк. Из Москвы приехали гуру авангардной моды Андрей Бартенев, известная шляпница Виолетта Литвинова, популярный и модный дизайнер Макс Черницов… Из «наших» в жюри (у Бреуса оно традиционно называлось «группой доброжелателей») вошли модельер Айплатов, скульптор Жбанов, председатель Союза дизайнеров Сурский… Гран-при фестиваля получил Павел Панаскин, уже участвовавший и побеждавший в «Мамонте».

Продолжение следует

25–27 мая прошел «Мамонт-2006».

Фестиваль открылся в клубе «Колизей» — но не показом авангардной моды, а боди-артом. Восемь Фестиваль авангардного искусства «Мамонт 2005»  [Нажмите для увеличения]художников превратили своих моделей в самые невообразимые существа… Не можем не сказать, что лучшим было признано художественное исполнение дизайнера «РиО» Анастасии Ивановой. Наша Настя воплотила в боди-арте образ символической птицы из «Песни о Соколе» М. Горького. Под сопровождение психоделической музыки произведение начитал друг «РиО» Александр Куллинкович, лидер «Нейро Дюбеля». Сокол был впечатляющий! Но не менее впечатляющей стала презентация живого произведения под названием «Бывшая жена Кандинского, или Крах формальной композиции». Модель наповал сразила зал своими природными данными. Гран-при конкурса получил Андрей Осипов, при помощи аэрографа и заранее заготовленных конструкций создавший новую модель Вселенной.

Основное действо фестиваля — показ 38 коллекций авангардной моды — проходило 26 мая в Логойске. Даже люди, далекие от технологий производства авангардной моды, видели, что качество представленных коллекций значительно улучшилось по сравнению с прошлым годом. Но это не значит, что участвовать в показе пришли более сильные Фестиваль авангардного искусства «Мамонт 2005» [Нажмите для увеличения]художники. Просто в прошлом году был заявлен уровень фестиваля. Установить планку ниже не могли ни организаторы, ни сами участники.

Умение, закрепленное на практике, — это и есть навык. Для многих дизайнеров авангардного костюма, которые приносят свои идеи на «Мамонт», участие в конкурсах и есть самая лучшая практика. Поэтому плохая погода, из-за которой 26 мая, в день показа коллекций, в спорткомплексе «Логойск» не собралась многочисленная публика, не повлияла на сам показ.
Да, за период с восьми часов вечера до полуночи температура воздуха в Логойске опустилась с 12 до 5 градусов. Почти без перерыва шел проливной, холодный дождь. Зрители старались теснее прижаться друг к другу, чтобы совсем не замерзнуть. И только лучи софитов ненадолго согревали полураздетых моделей, босиком проходивших по подиуму…

Почему же показ не был перенесен на другой день, на другое время? Фестиваль авангардного искусства «Мамонт 2006» [Нажмите для увеличения]Во-первых, чтобы подготовить столь грандиозное мероприятие, проводилась колоссальная работа, в которой было задействовано множество людей, чье время ценится и планируется предварительно. Были куплены билеты на дорогу для гостей…


«Если ты откладываешь фестиваль — готовься делать его по новой, — говорит Юрий Бреус, который был в этом году на „Мамонте“. — Именно поэтому фестиваль не отложили, а провели так экстремально: под дождем, при минимальном количестве народа… Хотя он получился очень интересный. Я думаю, что сейчас надо в каких-то культурных акциях постфактум показать все, что было, массовому зрителю».

С мэтром (или, как Бреус себя называет, — папонтом) «Мамонта» полностью согласны и нынешние организаторы мероприятия.

«Сейчас мы подводим итоги: собираем весь фото-, видеоматериал Фестиваль авангардного искусства «Мамонт 2006» [Нажмите для увеличения]о фестивале, хотим сверстать фильм, сделать фотоальбом по результатом этого и прошлых „Мамонтов“, — рассказывает Юрий Будько. — 9 сентября планируем большой показ „По следам Мамонта“ — для тех, кто не смог из-за дождя приехать в Логойск, продемонстрируем лучшие коллекции. Потом, в конце сентября, „Мамонт“ побывает в гостях у „Белой амфоры“ в Витебске. Есть ряд приглашений от различных клубов — участвовать в клубных показах — и мы обязательно будем это делать. Потому что наша задача — пропагандировать лучшие имена».

Кому это нужно

Если вы думаете, что «Мамонт» — мероприятие коммерческое, то заблуждаетесь. Все это делала, делает и будет делать группа неисправимых энтузиастов. «Мамонт» обладает способностью полностью захватывать и своих участников, и организаторов, и поклонников…

Юрий Бреус признался, что его фестиваль никогда не был прибыльным, Фестиваль авангардного искусства «Мамонт 2006» [Нажмите для увеличения]скорее, он был затратным. Все, что касалось материальной части — награды и призы, сценическое оформление, приглашение гостей и т.д. — обеспечивалось благодаря хорошим человеческим отношениям, дружбе.

«Чтобы качественно проводить такое мероприятие, большой, слаженный творческий коллектив должен работать за хорошие деньги. Либо делать его должны единомышленники и друзья, люди, которые смотрят в одну сторону и думают в одном направлении. Опираясь друг на друга, они должны сыграть в такую веселую игру, без материальной заинтересованности… Просто сделать свою жизнь на какое-то время насыщенной. Тяжелой, но интересной», — сказал по этому поводу «папонт».

«Почему вы взялись за режиссуру „Мамонта“, когда дело это — неприбыльное?» — спросили мы режиссера Василия Бизюка.

«Фестиваль заинтересовал меня по той же самой причине, по какой интересует всех участников, Фестиваль авангардного искусства «Мамонт 2006» [Нажмите для увеличения]дизайнеров, — ответил он. — Я все больше прихожу к выводу, что главное для них — не засветиться, а, экспериментируя без ограничений, потусоваться, нахвататься идей… Готовя и проводя „Мамонт“, мы все варимся в кастрюле идей. Лично я могу здесь реализовать то, что нигде больше не реализую, все подсознательное, весь свой опыт…Такая же картина у всех остальных. Они все обмениваются идеями… Это фестиваль идей. А идеи — это и есть авангард».

Именно потому, что во многом организация фестиваля строится на дружеских, а не коммерческих отношениях, в «Мамонтах» этого и прошлого годов активно участвовали поп-исполнители — друзья организаторов: Влада, Полина Смолова, Алексей Хлестов, Саша Немо и другие. Все, в том числе и администрация фестиваля, согласны, что поп-звезды здесь — не в формате. Но без исполнителей фестиваль многое потеряет — в конце концов, музыкальные паузы нужны хотя бы для того, чтобы модели успевали переодеваться. Поэтому в будущем году, возможно, мы увидим воплощение какой-то компромиссной и очень авангардной музыкальной идеи.
Зато театр Славы Иноземцева «Инжест» — это именно то, что нужно «Мамонту»! К счастью, эта труппа тоже дружит с фестивалем.

Заглянем в будущее

Юрий Будько и его команда уже готовится к «Мамонту-2007». Вот что он говорит о своих планах:
«Мы все-таки сделаем не фестиваль моды, а фестиваль искусств. Будет и скульптура, и малые формы… Еще предложение поступило — мне очень нравится — представить авангардную кухню. На него уже живо отозвались несколько ресторанов. Оказывается, там тоже есть творцы. Иногда Фестиваль авангардного искусства «Мамонт 2006» [Нажмите для увеличения]шеф-повара придумывают такие рецепты, что хозяин ресторана говорит: „Да вы что, это только для сумасшедших!“ Вот, это как раз для нас. Боди-арт, который был в этом году, сделаем еще более зрелищным.

Мы решили, что „Мамонт“ должен быть более авангардным… Будет конкурс на самое оригинальное сценическое решение фестиваля — и сцена, и подиум должны быть необыкновенны. Планируем привести серьезных зарубежных гостей. И очень важно — у нас появится номинация „Мэтры“. Мы пригласим пошить авангардные костюмы тех, кто, в общем-то, по рангу не участвует в молодежных фестивалях. И я думаю, что будут объявлены такие условия, которые заинтересуют всех».

Юрий Будько очень благодарен всем, кто помог в этом и прошлом году организовать фестиваль. «Меня поразило, с каким энтузиазмом некоторые фирмы давали деньги, средства, золотые украшения на призы… Лишний раз хочется им большое спасибо сказать».
Сабина БРИЛО

Девушка, которая шьет

Гран-при «Мамонта-2006» достался модельеру Анне Барановой. В этом году Аня (кстати, в прошлогоднем «Мамонте» она взяла приз за лучшую коллекцию") победила также на «Мельнице моды».

Модельер Анна Баранова [Нажмите для увеличения]На первый взгляд Аня Баранова кажется скромной романтичной молодой особой. На самом деле — это сильная и целеустремленная девушка, способная добиваться своих целей и стремиться к совершенству. Создавать уникальные по своей идее и исполнению коллекции ей помогают друзья, которых она любит и которым благодарна.

Коллекция Ани называлась «Солнце не движется». Великое открытие Мастера Леонардо до сих пор вдохновляет творческую фантазию на полет! Земля, воздушный шар, Солнце, Икар и, конечно же, крылья… «Использовалось много разных материалов — проволока, бумага, пакеты, чемодан с перьями, ткань, табуретка, стружка, перья», — рассказывает дизайнер. Ей понадобилось также целых 150 воздушных шариков, да еще один — огромный… Этот большой шар, надутый гелием, лопнул перед самым показом! Но Аня нашла выход из положения и все-таки завоевала гран-при. Мы задали победительнице несколько вопросов.

-- Аня, сколько времени вы готовили коллекцию, и насколько она была затратная?
-- Только огромный шар мне обошелся где-то в 50 долларов. Он лопнул, а остальные — улетели. И получается, что долларов сто ушло только на презентацию. А остальные материалы тоже, конечно, стоили денег. Но я считаю, что надо стараться сделать как можно лучше, эффектнее, ярче. И неважно, сколько это будет стоить. Я хотела еще выпускать почтовых голубей, мы их месяц искали, и буквально за четыре дня до показа узнали, что вечером их выпускать нельзя — улетят. Не найдут обратной дороги. И мы отказались от этой идеи.

Месяц-два решались организационные вопросы: где найти шарик, как его заполнить… Сама идея вынашивалась где-то с января-февраля.

-- Вы очень устали?
-- В мае я приняла участие в трех конкурсах, каждый день был заполнен. Но я привыкла много работать, ведь я шью, выполняю частные заказы. Встаю в полвосьмого, восемь утра — и занята до полуночи.

Говорят, что девушке, чтобы отдохнуть, надо просто сменить род деятельности. Так и получается. Когда устаешь от одной работы, сразу же переходишь к другой. А потом там устаешь и с новой энергией возвращаешься к прежнему…

-- Вы — профессиональный модельер?
-- Да, в прошлом году закончила Академию искусств. Я дизайнер легкой и текстильной промышленности.

-- По-вашему, зачем нужны дизайнерские конкурсы?
-- С первого курса я стала участвовать в «Мельнице моды». На конкурсах ты видишь свой уровень и, сравнивая, учишься. Кроме того, приобретаешь новых друзей, единомышленников и богатый опыт. Неважно, с каким уровнем ты приходишь в первый раз, важно, чему ты можешь научиться у тех, кто сильнее тебя.

-- Что вы умеете делать?
-- Не скажу, что я что-то умею на 100 процентов. Я стремлюсь любую вещь пошить так, чтобы она соответствовала именно моему пониманию качества. Все скажут: «да, хорошая вещь», — но я стараюсь сделать еще лучше, каждый раз совершенствовать свой результат.

-- Но вы батик, например, сделаете сами, если клиентка захочет украсить свое платье батиком?
-- Батик? Можно!

-- А бисером сами разошьете?
-- Да, я расшиваю бисером. Вообще, мне хочется достичь очень высокого уровня. Делать все, что касается дизайна одежды. И делать это очень хорошо. Хочется учиться у знаменитых модельеров, дизайнеров.

-- Себе шьете много?
-- Можно сказать, по мере необходимости.

-- После столь грандиозного успеха в конкурсах вы повысите расценки на свою работу?
-- Ты имеешь право поднять цену в определенных пределах, потому что твое время начинает чего-то стоить. Так ведь во всех сферах жизни, везде в искусстве.

Потому что ты уже перешел на другой уровень. И как его еще повысить, если не будет финансовой возможности? Деньги нужны, чтобы, например, работать с более дорогим материалом или увеличить коллекцию.

Беседовала Сабина БРИЛО

 

 

 

  
Северсталь выпустила 200 млн.тонн конвертерной сталиСеверсталь выпустила 200 млн.тонн конвертерной стали

На Череповецком металлургическом комбинате, одном из  крупнейших заводов …

  
  
Белорусы осваивают новые виды бизнесаБелорусы осваивают новые виды бизнеса

В Боровлянах открылась гостиница для собак. Это достаточно новый вид бизнеса …

  ПОСЛЕДНИЕ ЗАГОЛОВКИ
  НОВОСТИ WWW.PRODINFO.BY
 
   • 
Новости:  Политика  - В РБ - В мире - Милитари - Социология  •  Экономика  - В РБ - В мире - Новости компаний   •  Общество - Новости - Образование - Криминал - Религия - Люди - Экология   •  Спорт  - Новости - Спортивная афиша - Спортивные мероприятия - Спортивные сооружения   •  Происшествия  •  Регионы - Брест - Витебск - Гомель - Гродно - Могилев  •  Фоторепортаж
Культура:  Архитектура   •  Изоискусство  - Новости - Афиша художественных выставок - Художественные выставки Минска - Галереи   •  Кино  - Новости - Киноафиша - Кинотеатры - Фильмы   •  Литература   •  Медиа  - Новости - Газеты - Журналы - Региональные издания - Радио - Телевидение   •  Музеи  - Новости - Афиша музейных выставок - Музейные выставки - Музеи   •  Музыка  - Новости - Концертные выступления - Концертные залы - Концертная афиша   •  Театр  - Новoсти - Минские театры - Спектакли - Театральная афиша
Наука и техника:  Авто   •  Археология   •  Биология   •  Компьютеры   •  Космос   •  Медицина   •  Связь  - Мобильная связь - Интернет   •  Технологии
Спецпроекты:  Женщина  - Интим - Мода - «Мисс Интернет» - «Мистер Интернет» - Мамонт 2008   •  Эксклюзив   •  Кто есть кто
Развлечения:  Анекдоты   •  Гороскопы   •  Карикатуры
Периодика:  Секретарь-референт   •  Отдел кадров   •  Планово-экономический отдел
О сервере:  Подписка   •  Партнеры   •  Логотипы   •  Поиск по сайту   •  Обратная связь   •  FAQ
BelarusToday.info • Copyright Magic 1999 - 2013