ЭКСКЛЮЗИВ
Шоу-бизнес Беларуси
БИТЛОМАНИЯ ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ!
Споет ли Полина Смолова с Полом Маккартни?
НАШ ПАРТНЕР
РАССЫЛКА
|
Сексуальная жизнь белорусов от древности до Октябрьской революции
О самобытности народа можно судить не только по историческим памятникам, письменности или национальной кухне, но и по его сексуальной культуре. Сексуальная жизнь белорусов согласно хроникам была очень насыщенной, знала свои "сексуальные революции" и свое "подполье". В ней отразились все значимые социальные и исторические сдвиги, которые происходили в Беларуси. Заглянув в замочную скважину спальни наших предков, мы лучше поймем особенности взаимоотношений полов сегодня. Древние белорусы и без З.Фрейда догадались о двух самых сильных человеческих страстях - к эросу и танатосу. В белорусской мифологии богиня Мара покровительствовала, как рождению, плодовитости и связанных с этим чувственностью, сексуальной жизнью, так и смерти, болезни. Только в отличие от греческой богини идеалом красоты белорусскую Афродиту никак не назовешь: женщина с чудовищной внешностью и очень падкая на мужчин, в зависимости от ситуации и желания могла принимать облик различных животных. В некоторых мифах Мара предстает еще ужаснее: похожа на человека, но не имеет кожи и все внутренности у нее видны. Своими забавами с мужчинами Мара могла доводить их до болезни или смерти. Помимо Мары, был еще и Ярило - бог весенней урожайности и сексуальной любви. Пик сексуальной жизни у белорусов-язычников приходился на период с начала июня (день Ярилы 4 июня) и до середины июля (день Перуна 20 июля), включая знаменитую своею раскрепощенностью нравов Купальскую ночь. Даже во времена средневекового мракобесия она выделялась временным снятием запрета на сексуальные отношения молодежи. Отсюда и многочисленные купальские песни, где затрагивается тема потери девушкой своего венка (символа девстственности) или рождения внебрачного ребенка. К таким детям, рожденным в результате "волшебства" Купальской ночи, наши предки относились толерантно - с кем не бывает, да и за рамки тогдашней морали это не выходило. Не менее поразительными являются сведения об обычаях славян-язычников арабского путешественника Масуди, который упоминает, что если мужчина, женившись, узнавал, что его жена целомудренна, то он просто выгонял ее со словами: "Если бы ты что-то стоила, тебя бы любили мужчины". Распутниками наши предки себя не считали. Через сексуальную жизнь они лишь служили культу плодородия, совмещая приятное с полезным.
С приходом христианства сексуальная культура язычников пришла в упадок, так как любое проявление сексуальности стало прочно связываться с первородным грехом. Во времена Великого княжества Литовского, как тогда называлась Беларусь, прелюбодеев согласно с правом XVI ст., ждала смерть. Церковное, и светское право того времени много внимания уделяло наказанию за оскорбление женского и мужского достоинства. Большой денежный штраф и публичное извинение можно было схлопотать за беспочвенное обвинение человека в том, что он родился в блуде. Однако, культурные достижения росли, христианская мораль падала. Так добрачная половая жизнь, когда она заканчивалась браком любовников, рассматривалась прославленным белорусским гуманистом и первопечатником Франциском Скариной как нормальное явление: "Естли кто прельстит девицу еще незарученую и спит с нею, да дасть ёй вено и поиметь ее собе за жену". Именно в XVI ст. впервые во весь голос заявляет о себе проституция. Если в I Статуте Великого княжества Литовского 1529 г. ничего не говорится про это явление, то в III Статуте 1588 г. этому вопросу отведен ряд разделов, которые свидетельствуют о его распространенности. Излюбленными местами концентрации женщин легкого поведения были городские корчмы, некоторые принимали постоянных клиентов на дому. Магистраты белорусских городов регулярно делали на них облавы и отправляли на общественные работы. Так как согласно церковным понятиям блудница являлась инструментом дьявола, помимо трудотерапии, профессионалкам и слишком любвеобильным женщинам угрожали обвинения в колдовстве со стороны родственников их клиентов и любовников. До костра дело не доходило, но нервов стоило. Статут позволяет говорить, о том, что профессиональные сводники были привычным элементом городского ландшафта. Наказывали их жестоко: обрезали нос, уши, губы и выгоняли из этих мест. Где цветочки - там и ягодки. Неудержимая тяга к удовольствиям уже через несколько десятилетий привела общество ВКЛ к эпидемии венерических заболеваний. Особенно дружны были наши предки с такой страшной болезнью, как сифилис. Интересно, что в Польшу в XV ст. сифилис был принесен женщиной, которая возвращалась из Рима, с пилигримки… В скором времени с Польши эта болезнь перекочевала и к нам. К проблеме сифилиса обращался в своих произведениях даже наш известный поэт и просветитель, воспитатель Петра I, Симеон Полоцкий.
Несмотря на то, что начиная с XVII ст. католическая церковь постепенно взяла под контроль идеологию и мораль дворянского общества, нравы и обычаи Галантного века беспрепятственно проникали на территорию Беларуси. Главным образом в виде огромного потока французских беженцев. Среди жертв великой французской революции попадались, как дворяне, так и всевозможные авантюристы и шулеры. Эпоха Просвещения сделала эталоном вседозволенность и развратность, которые стали нормой жизни. У старых вдов появляются молодые жиголо из числа мелкой шляхты. Молодые шляхтичи уже не стесняясь имеют добрачные связи, приобретая первый сексуальный опыт с прислугой, вдовами, во время заграничных поездок. Шляхтянки же по-прежнему должны были оставаться невинными до брака. Утешение молодые девушки нашли в стремлении к знаниям. В это время женщины интенсивно получают образование. Об этом могут свидетельствовать многочисленные мемуары, дневники, биографии. Например, известной светской львицы, Изабеллы Чартарийской, Эльжбеты Дружбачки, первой женщины в Речи Посполитой, затронувшей в стихах эротическую тему, популярной целительницы Саломеи Русецкой, которая имела много приключений, в т.ч. и эротических. Были и нетрадиционные сексуальные отношения. Истории известен Януш Александр Сангушка (1712-1755), который жене предпочитал придворных мужчин и шляхтичей. Становясь его фаворитами, они получали имения и драгоценности. Молодежь, как и во все времена, ищет себя. В начале XX века наряду с декадансом, молодыми людьми завладело стремление к свободной любви, которое вылилось во всевозможные неформальные течения вроде пресловутой минской "Лиги свободной любви" или "Огарков". Появились они в эпоху постреволюционного (1905г.) разгула и повального увлечения скандальным романом Арцыбашева "Санин". О "Лиге свободной любви" известно мало. Да и то, что известно, - во многом плод тогдашних охотников за сенсацией. В это тайное общество могли попасть только молодые, физически здоровые и привлекательные юноши и девушки. Был и свой обряд посвящения: при тусклом свете огарка посвящаемому наносили удар пивной бутылкой "куда следует", а затем он допускался к остальным членам лиги. На тот момент в Минске проживало примерно 100 тыс. населения, но по количеству публичных домов "на душу населения" он мало чем уступал современному Амстердаму. Ученый-историк Захар Шибеко указывает на 12 зарегистрированных в 1912 году домов терпимости с 223 женщинами и 3 легальных дома свиданий. Существовала даже специальная больница для проституток при Минском санитарном комитете. Находилась она в доме № 7 по Татарскому переулку (сейчас - район гостиницы "Юбилейная" - прим. А.С.). Ночных бабочек ждали 27 коек, врач-ординатор, фельдшерица и трое служителей. Спонсировали больницу дома терпимости и городская казна. Были в Минске и свои секс-шопы о чем свидетельствуют газетные объявления: "Получены из Парижа презервативы - самые новейшие, нервущиеся, без шва, а также пластинки (предохранители). Спрашивать в аптекарском магазине Е.Г.Левитаса по ул.Губернаторской" ("Окраина", 1907 г.) "Требуйте "Спермин" - наилучшее средство для страдающих половым бессилием, старческой дряхлостью, истерией" ("Голос провинции", 1907г.). Неизвестно, каких бы еще высот достигла сексуальная культура минчан, если бы не революция и последовавшее за ней создание Советского союза с крылатым лозунгом: "У нас секса - нет!".
www.n-europe.eu
30 Июля, 2007
|
|