22 12 2024 |
|
ЭКСКЛЮЗИВ
НАШ ПАРТНЕР
РАССЫЛКА
|
«Чайковский – это тоже блюз». КРИС РИ.
В Минск редко заезжают звезды такого уровня, как Крис Ри. Правда, сам Крис Ри не считает себя звездой, а на вопрос о том, почему у него всегда такие грустные глаза, задумчиво отвечает: «Именно так я выгляжу, когда счастлив», – потом добавляет: – «Вообще-то, это такие надписи на футболках раньше были. А на самом деле, мне часто говорят, что я выгляжу печальным. Не знаю, почему. Может быть, когда погода будет хорошая, я буду выглядеть повеселее». Блюз – от слова “печаль”. Возможно, дело в том, что Крис очень любит блюз – настолько, что сейчас предпочитает исполнять на сцене не столько свои легендарные хиты, сколько собственные же экзерсисы в стилистике блюза 60-х. Возвращение музыканта к блюзовым корням произошло не сразу. В 80-е Ри был более чем успешным музыкантом (за десятилетие он выпустил восемь ярких альбомов, имевших огромный успех в Европе). Его диски «On The Beach» и «Road To Hell» украшают коллекцию всякого уважающего себя меломана. Впрочем, в 90-е Ри тоже записывал прекрасные альбомы – чувственные, романтичные «Blue Cafe» и «King Of The Beach». Его фирменная «хрипотца» зачаровывала, его песни навевали приятную грусть – именно то самое ощущение, которое присуще классическому блюзу. Карьеру музыканта могла самым фатальным образом прервать тяжелая болезнь. Находясь в больнице после сложнейшей операции (музыкант страдал тяжелой формой панкреатита) при шансах выздоровления 50 на 50, Крис пообещал себе, что если выживет – вернется к корневому блюзу. «Оказывается, до тех пор, пока не окажешься при смерти, ты можешь и не задуматься о том, что то, как ты жил – это вовсе не то, как ты собирался жить с самого начала, – вспоминал он то время, - Все, чего ты добился, становится несущественным, и начинаешь размышлять, для чего же ты вертелся во всей этой мишуре рок-шоу-бизнеса». В общем-то, ни для чего. Поэтому в 2002-м Крис Ри, как и обещал, вернулся на сцену. Но – уже как блюзовый исполнитель (нет-нет, когда он выступает, он в том числе исполняет и любимые хиты публики!). Крис Ри основывает собственный музыкальный лейбл с говорящим названием JazzeeBlue («Чтобы не зависеть от того, чего от меня ждут серьезные музыкальные компании», – говорил он) и начинает выпускать беспрецедентные сборники инструментальных вариаций аутентичного блюза, сыгранного в своей неповторимой манере. Проект «Blue Guitars», которым Крис занимается последние несколько лет и о котором он увлеченно рассказывает минским журналистам (которых слегка смущает готовность музыканта говорить исключительно о музыке), состоит из 11 дисков и одного DVD. Каждый альбом включает в себя собственные произведения Ри, исполненные в том или ином жанре блюза. Диски оформлены картинами самого Криса (находясь в больнице, он еще и рисовать начал – правда, в основном, на музыкальную тему). Такое странное изменение в собственной творческой жизни Крис воспринимает как банальную дань уважения тому, что повлияло на его жизнь: «Блюз – это моя первая любовь. Если просто музыка – это, например, какие-то романтические увлечения, то блюз – это уже серьезная любовь на всю жизнь», – говорит он. После блюзового проекта Крис даже решил прекратить выступать на сцене, но совсем недавно не выдержал и вновь отправился колесить по Европе, несмотря на то, что график гастрольного турне – не очень хорошая вещь для его более чем хрупкого здоровья. Во время общения с минскими журналистами Крис еще раз повторил, что блюз для него – это, в первую очередь, чувство, а не просто музыка. «Я не считаю, что блюз – это эксклюзивная музыка черных американцев, – поспешил он уточнить. – Блюз – это музыка всех людей, которые могут почувствовать. В каком-то смысле Чайковский – тоже блюзовый музыкант». Крис Ри прекрасно осознает свою старомодность и “оторванность” от шоу-бизнеса. “Если бы я был рок-звездой или политиком, мне бы нравилась шумиха вокруг моего имени, – объясняет он, – А так – чувствую себя странно». Он много говорит о том, что современная музыкальная индустрия – вещь, в которой он чувствует себя чужим. По его мнению, новейшие цифровые технологии не передают всех нюансов записи, mp3-файлы звучат плоско и неприятно. Идеальная форма существования звука – живой концерт, а современная популярная музыка – всего лишь дурацкий повтор того, что было раньше. «Я считаю, что музыка – это штучный продукт. Виниловые пластинки – это что-то вроде картин, они уникальны и имеют неповторимую атмосферу!» Всю небольшую пресс-конференцию Крис рассуждал исключительно о творчестве, что не может не вызывать уважения. Радостно делился информацией о своем новом блюзовом проекте – посвящении знаменитым гитарам Hofner Blue Notes: «В 60-е эти гитары были очень популярными, потому что они были английскими и дешевыми. У самих «битлов», когда они начинали, тоже такие гитары были, так как не могли позволить себе американские – те были чересчур дорогие. А со временем эти гитары, на которых играли «Битлз», превратились в настоящие иконы!» Нынешние концерты группы Криса Ри начинаются с двадцатиминутного блока инструментальной блюзовой музыки. «Мне очень интересно попытаться на сцене воссоздать саунд 60-х. Мы занимамся этим не с целью прибыли. Нам просто нравится креативный процесс, и нам не хочется останавливаться». Как оказалось, музыкант внимательно следит за тем, что происходит в мире. Например, недавно он сочинил песню про войну в Ираке и даже поделился с журналистами своими мыслями насчет Тони Блэра: «Вообще-то, он не всем нам, англичанам, нравится. Нам вообще за него довольно-таки стыдно. Мы не знаем, почему он так обеспокоен тем, что происходит в мире. Зачем лезть в мировую политику, когда у нас надо строить больницы и проводить Олимпийские игры?» Несмотря на постоянные обещания самому себе «уйти на пенсию» по состоянию здоровья, Крис постоянно сочиняет песни. Даже перед пресс-конференцией он сидел в номере и наигрывал что-то в диктофон (вероятно поэтому опоздал на 15 минут). «Я всегда могу вспомнить, где и когда написал какую-либо песню», – говорит он. Тем не менее Крис уже не мыслит категориями в духе «сочинить хит». «Я знаю сотни прекрасных песен, которые никогда не стали хитами, – улыбается он. – Например, песни замечательного блюзового музыканта Бена Харпера. Он играет прекрасную музыку – своего рода смесь Джимми Хендрикса и Боба Марли – но никогда не станет крутой звездой, потому что современный шоу-бизнес не дает достаточно паблисити таким людям, и они остаются в тени. Поэтому люди смотрят по телевизору соревнования молодежных поп-звезд вместо того, чтобы сходить на живой концерт Бена Харпера. А ведь все эти новые звезды теперь на одно лицо – их даже дети уже не различают! Раньше молодежные поп-звезды были на одно лицо только для взрослых, а теперь даже мои дочери, например, не могут их отличить». Рассуждая о несовершенстве мира, Крис задумчив, спокоен и расслаблен – похоже, он действительно счастлив, и его все устраивает. Возможно, именно сейчас он занимается по-настоящему любимым делом. А поклонников своих он любит и уважает – иначе не исполнял бы на каждом своем концерте те самые песни, ради которых они и приобрели заветный билет. Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ фото: Виталий ПИВОВАРЧИК Читайте в журнале "РиО" |
|
BelarusToday.info • Copyright Magic 1999 - 2013 |
|