Молчанов – вирутоз гитарной музыки.
Его любят, потому что он любит музыку и музыкантов, очень отзывчив и всегда готов помочь — если речь идет, опять же, о настоящей музыке. Поможет записать песню — и в сторонку, как будто его не было, уходит в тень, не выпячивая свою персону.
Виктор Молчанов — вирутоз гитарной музыки. Мы познакомились в столичном The Beatles Cafe, где Владимир Ткаченко и Виктор Молчанов время от времени дают концерты. Их выступление — это мировой уровень, без преувеличений. Два участника группы «Песняры» — в прошлом. Два современных музыкальных титана — в настоящем.
Виктор Молчанов — гитарист, во-первых, а во-вторых, человек, дающий жизнь песням, чужим и своим. О чужих я уже сказала: Молчанов умеет придать блеск, огранить чью-то хорошую заготовку. А свои песни чаще всего отдает другим — Игорю Ворошкевичу, например, или певице и скрипачке Виктории. Песни звучат по радио.
— Очень многие резко отрицательно относятся к 75-процентной белорусской «обязаловке» на радиостанциях, а ведь благодаря ей и вас можно услышать! — так начался наш разговор.
— Мои песни и раньше крутились, «75 процентов» на меня лично никак не повлияли. К «75 процентам» я тоже отношусь отрицательно, потому что эта установка непродуктивная. Говорили, что таким образом мы повысим уровень исполнения, будет конкуренция, а это всегда на пользу. Нет! Мне кажется, нельзя создать конкуренцию директивными методами. В итоге — упал интерес к радиостанциям…
— С другой стороны… Включаю рано утром «Авторадио» — звучат не только Грибалева и Шишкова, но и Вольский, Круглова, Куллинкович…
— Поймите меня правильно: я только «за»! Но методы — не те. У слушателя должен быть выбор.
— Вы много ездите, выступаете за пределами Беларуси… На ваш взгляд, какой белорусский музыкальный продукт мы можем выставить на иностранный рынок?
— Этно-музыку и фольклор. Вот, пожалуй, и все.
— Попса не проходит?
— Никак.
— Вы сказали: этно и фольклор. Можете назвать имена?
— «Троица» и Кирчук меня очень впечатляют, потому что они здорово работают. «Александра и Константин» — артисты высокого уровня, Саша прекрасно владеет этническим гортанным пением, однако одно время они пытались… Как бы тут сказать… Хотели свою индивидуальность переиначить, подстроиться под попсовость, и это было ошибкой, потому что сами себя опустили в конкурентную среду, где сразу и потерялись. Я думаю, они это поняли и сейчас меняются в лучшую сторону.
— Вообще, вы слушаете поп-музыку?
— Да, конечно. Причем есть песни очень достойные. Но есть и другое: великолепное инструментальное сопровождение и безобразное голосовое наполнение. Песню «продают» голос и мелодия, а у нас хороших голосов — раз, два и обчелся.
— Вы прожили достаточный «кусок жизни» в советское время. Если сравнить: что мы потеряли, что приобрели?
— По моему мнению: музыкантов в то время было больше, чем сейчас. Тогда мы не пользовались фонограммами, живой звук был нормой. Очень высокое исполнительское мастерство демонстрировали те, кто играл в ресторанах. Эти ресторанные коллективы соревновались между собой, участвовали в конкурсах, причем победитель мог играть в том ресторане, который ему нравился. Было огромное желание стать лучшим, это двигало искусство вперед. А сейчас играть в ресторане может «человек с улицы»: договорился с директором за некую, часто небольшую сумму, поставил свою технику… И это не только в ресторане — это везде сейчас так и происходит. Мастерство отошло на третий план.
— К слову сказать, в советские годы одним из лучших белорусских оркестров был оркестр цирка!
— Потому что им управлял Михаил Финберг! Он заложил основу, традиции, и они перешли в его нынешний коллектив — концертный.
— Если я правильно вас поняла, понятие «музыкант» в последнее время потеряло четкие очертания.
— Да. Я вижу сейчас разобщенную массу музицирующих людей, каждый из которых что-то делает на своей небольшой делянке.
— Вы тоже из «разобщенных», у вас тоже своя делянка.
— Ну, не совсем… Я участвую во многих проектах — когда зовут. Открыт для сотрудничества. И, кстати, обязательно напишите: счастлив оттого, что работаю с Владимиром Ткаченко. Это такая глыба, с музыкантской точки зрения, это такой котел идей… А его невероятная трудоспособность!.. Есть такое понятие — «психологическая совместимость». Мы с Владимиром люди разные, но когда берем в руки инструменты — абсолютно совместимы, мы делаем с ним чудеса, это правда.
— Значит, несмотря на ностальгию по тем временам, вы и в этих временах не потерялись. Вам интересно жить и работать, интересно, что будет завтра, и через десять лет, и двадцать…
— Надеюсь, что это так. Хочется как можно дольше заниматься тем, что получается, что приносит удовлетворение. Жизнь — нормальная штука…
Светлана ШИДЛОВСКАЯ
Фото: Виталий ПИВОВАРЧИК