«Уматурман»: братья по музыкальному разуму.
Недавно к нам являлись с концертом парни из "Уматурман", моментально поразившие журналистов своей мягкой отстраненностью, искренностью и отсутствием даже малейшего намека на звездность - будто и не было всей этой шумихи с открытием года. Пресса попыталась забрасывать братьев каверзными вопросами, но выяснилось, что врать они не любят и не умеют, предпочитают отвечать на все вопросы предельно искренне, спокойно и очень интеллигентно. Даже странно, что массовой популярности добились настолько простые ребята, играющие меланхоличную и при этом очень драйвовую музыку, во многом основанную на бардовских традициях, но при этом срывающую крышу любой многотысячной толпе. Перед концертом Володя и Сергей нашли несколько минут для того, чтобы пообщаться с журналом "РиО".
-- Популярность и такой вот ажиотаж, который вас окружает, - довольно тяжелая штука. Вы еще не начали чувствовать усталость от всех этих концертов, переездов?
-- Да нет. Разве что не высыпаемся иногда, это бывает. А так все в порядке - нам пока интересно и давать концерты, и ездить из города в город.
-- И коммуникация с залом у вас на прежнем уровне? Такая же мощная энергетика, всеобщая народная эйфория?
-- Ну, а вот тут на самом деле всегда по-разному происходит. Очень разные случаются концерты - иногда нет никакой эйфории и энергетики. Сидят несколько людей, смотрят на нас, кушают что-то - вот и весь ажиотаж. А еще от качества звука, выставленного на сцене, многое зависит - если аппататура плохая, то какой бы "зажженный" народ не был в зале, ничего не получится - мы не слышим тональности, все шумит и гремит, какая уж там энергетика, попасть бы в ноты правильно!
-- Многие считают вашу популярность некой божественной случайностью - вы "вынырнули" словно ниоткуда, мгновенно завоевав радиоэфиры и сердца поклонниц. На этот счет есть куча легенд, вот опять же на пресс-конференции все говорили, что вас открыла и раскрутила Земфира... Чем вы объясняете свой быстрый взлет?
-- Ну, про Земфиру мы уже высказались на пресс-конференции - ей действительно понравились наши песни, но она нас не раскручивала. И вообще, на самом деле все это было небыстро и нестремительно. Мы к этому очень долго шли - долгие годы ожидания, какой-то муторной работы, борьбы за существование... Мы зарабатывали какие-то копейки, волновались, не знали, получится ли у нас что-то с музыкой или нет.
-- Тоже из разряда увлекательных слухов - правда ли, что Володя в морге работал?
-- Ну да, гм, работал.
-- А сильно ли это накладывает отпечаток на личность?
-- Разумеется. Просто понимаешь, любые какие-то штуки, которые с тобой в жизни происходят, всегда чему-то учат. Так или иначе, начинаешь что-то понимать, открывать, осознавать. Там очень хорошо видно, что смерть на самом деле -- очень близко. Это знаешь, как у Булгакова - "Проблема не в том, что человек смертен, а в том, что он смертен внезапно". Смотришь - а там ведь совсем молодые бывают люди с маленькой прорезью где-нибудь под ребрами. Очень страшно. И начинаешь какие-то вещи понимать и делать соответствующие выводы: внимательнее относиться к своему времени, к себе и к тем, кто тебе дорог. И знать, что в любой момент может случиться что угодно. И относиться к этому философски.
-- В детстве вы мечтали стать музыкантами или рок-звездами? У каждого ведь бывает такая детская мечта -- стать знаменитым.
Володя: Нет! В детстве я хотел стать водителем ЛиАЗа, это такой автобус. А потом было очень много всяких детских мечтаний, одна бредовая идея сменяла другую. Казалось, что это будет продолжаться бесконечно, пока в один прекрасный день я не решил попробовать стать музыкантом. И на этом, кажется, остановился.
-- Вас очень любят сравнивать с российскими исполнителями - вот только что с Митяевым сравнили. А мне показалось, что тембр вашего вокала очень похож на Стинга! Настолько, что иногда даже хочется, чтобы вы записали его кавер какой-нибудь или просто песню на английском!
-- Да, нам это кто-то говорил! Крайне лестно, честное слово. А вот насчет записать что-нибудь -- английский у нас плохой. Так что мы лучше будем петь на таком языке, который для нас наиболее естественный. А к творчеству Стинга мы очень хорошо относимся.
-- Вы в детстве часто дрались? И если да, то кто обычно побеждал?
Сергей: Разве что в раннем детстве. Враждовали из-за того, что я Вовку постоянно обыгрывал. В разные игры. И из-за этого постоянно ссорились, могли и подраться немножко.
Володя: Вот-вот! Мы играли, а он у меня выигрывал! Потому что был старше. А я расстраивался и плакал, потому что был маленький и ничего с ним сделать не мог!
-- Способствуют ли родственные связи сплоченности команды? Потому что во многих группах играют братья, но они часто ссорятся, дерутся прямо на сцене, коллективы распадаются...
-- Нам кажется, что, наоборот, у нас очень дружная обстановка.
-- А Oasis и братья Гэллахеры? Они ведь постоянно ссорятся!
-- А братья Самойловы и "Агата Кристи"? У них уже сколько лет все в порядке! Нам кажется, тут обобщать нельзя и нужно рассматривать каждый случай отдельно. Нам вот тоже не мешают родственные отношения: мы очень хорошо друг друга понимаем. И распадаться не собираемся.
-- Вы кажетесь такими... очень честными. Вы никогда не делали ничего конъюнктурного? Ну там, песни на заказ... или для определенной аудитории...
-- Нет-нет. Заказ - это и есть заказ. Это не конъюнктурность. Тебя просто просят написать песню, объясняют, какой они хотели бы ее видеть (как это было с композицией "Ночной дозор"), и если ты не против - ты ее записываешь. Нам рассказали про "Дозор", попросили помочь, и мы сделали эту песню - в этом нет ничего ужасного.
-- Вы не боитесь, что после выхода второго альбома на вас начнут нападать поклонники? Часто ведь так бывает, что группа, прославившаяся дебютным диском, выпускает второй - и все тут же начинают упрекать ее в измене собственному стилю, смене имиджа и прочих смертных грехах.
-- Володя: А какой у нас имидж?
-- Сергей: А какой у нас имидж?
-- Володя: (задумчиво) У нас стиль? Гм. Кажется, у нас стиля нет.
-- Сергей: Действительно, нет. Разве что вот песня "Ночной дозор" -- она другая совсем. Чем-то отличается от того, что мы делаем. Может, как раз тем, что мы ее на заказ написали. Но вообще мы не играем в каком-то определенном стиле. Мы, наверное, можем играть что угодно - и это будет нормально. Мы очень разные! Поэтому упрекнуть нас никто ни в чем не сможет.
-- Каким будет следующий диск?
-- Он будет намного лучше первого!
-- Туда войдут новые песни или вы включите что-нибудь из написанного ранее, но не вошедшего в первый альбом?
-- Да, там есть несколько песен, написанных еще до того, как мы стали популярными. Будут кое-какие, которые выпустили аудиопираты! Так что в каком-то смысле они оказали нам хорошую службу. А остальное - самые новые, сочиненные недавно. Но нам они ужасно нравятся, очень хочется поскорее начать играть их на концертах.
-- И напоследок скажите - кто ваш любимый режиссер? Неужели все-таки Тарантино?
Сергей: Ничего подобного. У меня любимый режиссер - Гайдай.
Володя: (печально) Я не знаю своего любимого режиссера. Мне нравится кинематограф вообще, но меня интересуют именно конкретные фильмы, работы, но не персоналии. У нас есть несколько любимых фильмов...
-- И каких же?
Сергей: Моя любимая картина - "Форрест Гамп".
Володя: Да, замечательный фильм. А кто у него режиссер, кстати? Или вот еще - "Магнолия" мне очень нравится. Его кто снимал? Андерсон? Ну вот, видите, мне нравятся разные ленты. Еще одно гениальнейшее изобретение человечества - мультфильм "Корпорация монстров". Мы тоже не в курсе, кто именно его сделал - понятно, что студия "Пиксар", мы интересуемся не авторами, а самими произведениями.
Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ
фото Виталий ПИВОВАРЧИК