Павел Харланчук: «Мне есть что сказать».
-- Павел, прошедший сезон для тебя оказался очень насыщенным. Сколько премьер ты сыграл?
-- Сейчас попробую посчитать: "Крокодил", "Опера нищих", Дядюшкин сон", "Мастер и Маргарита" и "Очень простая история".
-- Итого пять, из которых в "Крокодиле" ты выступил еще и как режиссер.
- В "Опере нищих" я также выполнял функции ассистента режиссера... Да, нагрузка, наверное, была достаточная - сужу по тому, что ни разу не смог сходить вечером поиграть в футбол.
-- Футбол - для тебя это важно?
-- Нужно форму поддерживать. И я люблю физически уставать.
-- Как ты представляешь свое будущее - больше в качестве актера или режиссера? Или параллельно?
-- Думаю, что параллельно, но я бы хотел, чтобы уклон был больше в сторону режиссуры. Мне там более интересно, там больше загадок, которые мне хочется разгадать.
-- Ну конечно, твой выбор вполне понятен -- известно, что актер - игрушка в руках режиссера.
-- Актеры тоже хитрые. Есть такие, которые и режиссера могут обмануть, и зрителя - и привнести в роль что-то свое. Естественно, лучше, когда актер и режиссер договариваются. Бывают режиссеры-диктаторы, но актер все равно через какое-то время станет играть по-своему. Режиссеры тоже понимают, что так, как он сделал сначала, вечно быть не может. Потому что человек растет, спектакль развивается. Режиссер только сделал взлетную площадку, разогнал - а дальше спектакль должен сам полететь.
-- Расскажи о "Царевне-лягушке".
-- Ожидается красивый спектакль. Мне как-то захотелось окунуться в такое русское, старинное, древнее. Музыка будет оригинальной -- ее пишет Владимир Глотов.
-- Почему ты сам решил делать инсценировку?
-- Так сложилось, что я много занимался сказками. Мне уже даже пьесы присылают. И многие мне нравятся. Но все-таки нужного мне материала не нашлось. И поэтому я взял за основу "Царевну-лягушку", добавил туда что-то из сказок Афанасьева, что-то из фильма "Василиса Прекрасная" Александра Роу. С ним я, конечно, не сравнюсь - ведь у Роу сценаристом был Николай Эрдман. Но, ориентируясь на эти замечательные образцы, хочется сделать что-то свое. Потом, в процессе, все это обсуждалось с актерами. Естественно, это только лишь "рыба" и основа для дальнейшей импровизации. Это как в театре дель-арт, где в тексте лишь указывается, о чем говорить. У нас также, видимо, не будет текста, который надо заучивать. Чтобы живость осталась.
-- У тебя ведь есть целая программа по детским спектаклям?
-- Вообще, это идея моего первого руководителя Владимира Александровича Короткевича, ныне покойного, который учил меня еще в Гомеле. Он хотел поставить сказки мира: русскую, белорусскую, украинскую... Я так хочу попробовать. А потом продолжить: китайскую и так далее...
-- Но почему ты решил заниматься именно детским театром?
-- Я детей люблю. И помечтать люблю. Это хороший, отличный жанр. Хотя не могу сказать, что это мое самое острое желание -- ставить сказки. Я хочу делать и взрослые спектакли: авангардные, экспериментальные. В любом случае мне есть что сказать, даже в сказке.
-- Ну, собственно театр как раз и занимается тем, что рассказывает сказки. Свой первый режиссерский опыт, спектакль "Детектор лжи" ты как оцениваешь?
-- Пятьдесят на пятьдесят. Это мой спектакль-воспитатель. Я на нем очень много шишек набил. Это первое столкновение со взрослой драматургией и взрослыми актерами, народными артистами...
-- Они упирались?
-- Конечно. Было много моментов, когда мы спорили до вмешательства художественного руководителя. Плюс у нас два состава совершенно разделились, до того, что стали репетировать отдельно и в разные дни.
-- Два состава перестали друг с другом общаться?
-- Да. На каком-то этапе мы пришли к мнению, что лучше репетировать отдельно.
-- А замен не бывает?
-- Никогда. Получилось два разных спектакля. Но не могу сказать, что это моя неудача. Я люблю этот спектакль. Мне нравится драматург Сигарев. И потом, это ведь спектакль о любви. Меня захватил процесс работы над ним. Но мне не хватило, как потом сказали актеры, хребта, мощи. Я не могу строго с актерами. Мне кажется, что время диктаторов в театре уходит. Сейчас более важна команда, это ключ к театру, как я его понимаю.
-- В Горьковском театре как раз ощущаешь, что есть группа молодых актеров, которая выделяется из всей труппы и которая и есть команда.
-- Да, есть такое мнение - когда ребята играют вместе, это дает результат. А по отдельности они пока еще... маленькие.
-- Так считают старшие артисты?
-- Да. А те, кто приходит в театр со стороны, - приглашенные режиссеры например, говорят, что у нас существует какая-то странная иерархия. Но я изнутри этого совершенно не чувствую.
-- Ваша молодежная группа производит хорошее впечатление - этакая свежая кровь...
-- Мне она тоже нравится. Им бы ролей... Чтобы они росли. Они очень много делают для театра. Но никакого конфликта между возрастными группами нет -- может быть, только не хватает общения. Ведь когда труппа вся встречается? Только на премьере. Или в особо массовых спектаклях.
-- Ты хочешь сказать, что не хватает общения внутри труппы?
-- Да. Иногда можно наблюдать такую картину, когда в одной гримерке актеры старшего поколения и младшего могут говорить на отвлеченные темы, а вот о том, что в театре происходит - очень мало. Хотя насильно, искусственно создавать такой диалог тоже невозможно. Эх, если бы старшее поколение знало, как младшее восхищается старшим... Я-то знаю: они подсматривают, подслушивают, копируют...
-- Поделись своими режиссерскими планами.
-- Номер один - "Царевна-лягушка". Во-вторых, думаю, что сделаю с ребятами из Горьковского "Игроков" Гоголя. Олег Коц позвал меня в "Три сестры" в качестве актера. Надеюсь, у меня получится. В Молодежном театре в Гомеле я должен поставить пьесу Николая Каляды "Группа ликования". Есть договоренность на постановку "Скользящих людей" Лидии Черноускайте в Купаловским театре. И еще одна моя мечта - это "Шинель" Гоголя. У меня есть некая идея спектакля, которую очень хочу воплотить. Играть должен Саша Молчанов. Возможно, мы успеем к фестивалю моноспектаклей.
-- Вообще-то это планы не на один сезон.
-- Действительно много? Все равно хочется.
-- Павел, твоя жена - актриса, и работаете вы в одном театре. У вас театр на двоих - и утром и вечером, круглые сутки. Бывают конфликты?
-- Были. А потом мы договорились дома по возможности о театре не говорить.
-- Разве это возможно?
-- Конечно нет. Говорим все время. Но мы просто научились это делать в другой форме - более мягко. Может, просто научились разговаривать... А вообще актерские и театральные семьи - это действительно очень сложно. Но мы все-таки нашли правильный выход.
Юрий БУДЬКО
Фото автора