26 12 2024 |
|
ЭКСКЛЮЗИВ
НАШ ПАРТНЕР
РАССЫЛКА
|
Мамонт превращается... в элегантного зверя. (СБ №104, 2001г.)
Советская Белоруссия №104 (21101), Пятница 13 апреля 2001 год
Шестой фестиваль авангардной моды "Мамонт" убедительно доказал - человека можно научить всему. Путем многолетней напряженной работы отца-основателя ежегодного шоу над молодыми дарованиями с подиума исчезла сумятица пустых бутылок и ржавой проволоки. Каким-то чудом Юрию БРЕУСУ удалось внушить своим подопечным, что авангард это не совсем то, в чем невозможно залезть в троллейбус. Это прежде всего свежие идеи. Впрочем, Бреус - ныне не только "папонт" "Мамонта", но и арт-директор центра "Журавинка" - кого угодно в чем угодно убедит. И как ему это удается? - Юрий, в этом году фестиваль авангардной, попрошу заметить, моды прошел в шикарном бизнес-центре "Журавинка". Означает ли это, что вы перевели свою практически гуманитарную для молодых, но пока еще бедных художников деятельность на коммерчески успешные рельсы? - Тут нет никаких секретов. Просто я здесь работаю. А кроме того, здесь есть свет, звук, подиум. Здесь очень удобно проводить фестивали и концертные программы. Раньше, например, мы не могли себе позволить покормить манекенщиц ужином после дефиле или же хорошо принять иностранных гостей. А в "Журавинке" для этого есть все необходимое. Другое дело, что в этом году на фестиваль, кроме гостей и прессы, смогли попасть те, кто может себе позволить провести вечер в ресторане. Но мы и раньше не дистанцировались от людей способных и предприимчивых. Мода ведь дело манерное, и интересуются ею в основном люди, которые плотно поели и у которых есть пара запасных брюк. - За время существования "Мамонта" были случаи, когда удачную идею модельера-авангардиста приняли на вооружение производители? - Авангард движет вперед не только моду, но и жизнь. И я сейчас не очень бы хотел эстетизировать наше движение, уточняя: вчера это было на "Мариванне", потому что позавчера это было у нас в такой-то коллекции. Но для меня совершенно очевидно, что ориентирующиеся на "жертв моды" художники создают вполне носибельные вещи. Те же, кому хочется просто "подурковать", тоже знают, на что идут. - А где грань между простым эпатажем и настоящим чутьем, способным предугадывать мировые тенденции? - Мера таланта художника. Например, Ваня Айплатов в коллекции "Шейкер" "проинтуичил" какие-то веяния, соединил несоединимое - и получилась шикарная коллекция. Хоть сейчас надевай и иди в центр города. - Во все предыдущие годы участники, не сговариваясь, фантазировали приблизительно на одни и те же темы. Помните, вы говорили, что на одном из "Мамонтов" половина эскизов была украшена крыльями, что, очевидно, символизировало тягу художника к чистоте. Нынешний фестиваль имел свой лейтмотив. И может ли он ответить на острый вопрос современности: в какое время мы живем? - Удивительно, но по подиуму прошло приблизительно двенадцать "Венер". Наверное, Венера - это начало. В конце XX века люди намудрили с одеждой, сами себя запутали, устали и пришли к минимализму, который продержался на поверхности до начала нового века. А сейчас все прижали уши и ждут: с чего же начнется это "начало"? И кто первый? Наверное, авангардисты. Кстати, на эту тему мне рассказали анекдот. В Англии откопали останки мамонта и клонировали живого. Но ему не повезло - он умер от "коровьего бешенства". - А как вы своего "Мамонта" защищаете от бешенства? - Так у нас же происходит постоянный приток новой молодой крови. Один мальчик-школьник из Горок прислал детские рисунки. Я растрогался и подумал: надо дать человеку шанс. Говорю: "Ваня, то, что ты прислал, это только заявка на желание". Он отвечает: "Я понимаю, но очень люблю рисовать". По голосу понял, что парень толковый, и пригласил его приехать, посмотреть, как это у нас происходит. Он приехал, помог отпилить какие-то лавки для фотокорреспондентов, посмотрел. Весь год теперь будет думать, может, к следующему "Мамонту" чем-нибудь и "выстрелит". - А чем отличились, по мнению жюри, победители этого года? - Во-первых, они - ветераны мамонтовского движения. Леша Лазарь в 1995 году начинал с дефиле. И за 5 лет он вместе с Пашей Панаскиным вырос до такой идеи. Их коллекция называется "Руками не трогать". Что соответствует действительности, ибо искусство нельзя трогать руками. Они не всегда чистые. Нужно смотреть глазами, понимать умом и восторгаться душой. - Как же вам удалось добиться того, что уже 6 лет за вами носятся стайки молодых модельеров с просьбами: примите в "Мамонт"? - Я их не заставляю. Вот подсунул им такую развивающую игру в виде фестиваля авангардной моды. Если бы еще кто-нибудь что-то придумал, потом еще кто-то чем-то увлек, у детей бы не оставалось времени на разную ерунду. А потом ведь "Мамонт" обладает мифической силой. Я недавно нашел свою записную книжку, в которой еще в 1978 году, находясь в Советской Армии, рисовал мамонтов и птеродактилей. Вот как это можно объяснить? Думаешь, я уже тогда интуитивно чувствовал, что стану "папонтом" "Мамонта"? Поэтому нужно все время к себе прислушиваться, чему-то учиться - оно обязательно потом чем-нибудь хорошим обернется. - Можете как аксакал авангардной моды сделать прогноз для модников? - Это дело неблагодарное. Мне совершенно не интересно, что будут дальше носить. Но я знаю - мы накануне бума в изобретении концептуально новых материалов и технологий. Одежда будет настолько эргономична, что я это представляю себе так: какая-то банальная, допустим, тряпка путем нажатия кнопки вдруг мехом топорщится, потом ее можно будет вывернуть рыбьей чешуей, потом она будет светиться под настроение - и все это с пользой для здоровья. Вот это мне было бы интересно. Мне недавно один доктор сказал: чтобы получить суточную дозу важного витамина В, необходимо съесть 4 килограмма хлеба. А оздоровляться все некогда - сидим у компьютера, под кондиционером. А когда же смотреть на муравья и водой из колодца лечиться? Как-то незаметно за любимой работой, за любимой жизнью эта самая жизнь и проходит. Видишь, в чем дело, - надо себя больше любить. Надо всех любить, но начинать с себя.
Советская Белоруссия №104 (21101), Пятница 13 апреля 2001 год
|
BelarusToday.info • Copyright Magic 1999 - 2013 |
|