22 11 2024 |
|
ЭКСКЛЮЗИВ
НАШ ПАРТНЕР
РАССЫЛКА
|
«Сomedie la Belarus» в Малом театре.
— Скажите, какой сегодня спектакль? СOMEDIЕ LA BELARUS Задник — гигантская репродукция «Над городом» Марка Шагала. Соединение великого и смешного, космического и бытового: парящая в воздухе пара влюбленных, а внизу — обнесенный глухим забором деревянный захолустный Витебск. На сцене стоят пенек с топором, метла, таз и бутыль с самогоном. Путеводитель по «Комедии» Авторство. Владимир Рудов, белорусский драматург, режиссер, преподаватель БГТХИ (ныне БАИ — Белорусская академия искусств), использовал как основу пьесу «Комедия» (1787 г.) Каэтана Марашевского, монаха, преподавателя Забельской доминиканской коллегии под Полоцком, а также интермедии Франтишка Алехновича. Изначально у Марашевского в пьесе действовали только трое: Мужик, Режиссура. Ниточка из 1787 года протянулась в Судьба. Студенческий спектакль получился настолько профессиональным и ярким, что его включил в свой репертуар Альтернативный театр (ныне не существующий). Спектакль стал основой еще одного театра — Малого (художественный руководитель И. Забара). «Комедия» завоевала несколько международных Другие постановки. «Комедия» идет в Минском областном драмтеатре (Молодечно), 20 сентября здесь состоялся Жанр. Персонажи. Их четверо, все из фольклора: Мужик, Баба, Жид и Черт. Сюжет. Несколько традиционных линий. Черт искушает Мужика, предлагает продать душу. Мужик борется с Бабой за главенство в семье. Мужик. Он же Дема, он же Демьян, он же Дементей. Гармоничный человек: насколько глуп, настолько умен, насколько простодушен, настолько плутоват. Вначале во всех своих бедах винит праотца Адама, совершившего первородный грех. Впоследствии самолично убеждается, как чертовски трудно противостоять искушению. Черт предлагает пари — деньги за час полного молчания. Но молчать так тяжко… Да и как тут смолчишь! Дема опередил многих коммунистов, когда задолго до Нины Андреевой своим поведением показал, что никак нельзя молчать и поступаться принципами. Особенно, если жена нашла твою заначку или корчмарь в сотый раз заводит россказни про евреистую родню. Баба. Жена Демы Маланка. Типичная славянка, которую вечно обуревают противоречивые чувства (из разряда «где бы найти продукты и как бы похудеть»). Сначала она орет на мужа: «А каб табе ражон у горла ўлез», «А каб табе скулля морду растачыла!», а потом причитает: «А на каго ты мяне пакінуў, сонейка маё яснае!» Жид. Белорусы не употребляли слова «еврей», поэтому корчмаря Давида все в пьесе зовут жидом. Он, как и Дема, небогат. Арендует корчму у пана. Давид тощ, речист, домовит и плодовит. Философ, оратор, трибун в потенции, а в натуре всего боится. Черт. Имени не знаем. Пол не определен — то ли мужчина, то ли женщина. Скорее, женщина: на веках сверкающий макияж, пальцы изящные, длинные, с обалденными ноготками, походка «от бедра». Опять же помыслы — совратить Дему! Единственный из всех персонажей говорит Сверхзадача спектакля. Чтобы зритель, отсмеявшись, задумался о себе и своей нации. Мораль. Не надо пить на пустой желудок.
— Андрей Федорович Андросик ввел меня в «Комедию» в тот момент, когда исполнявший роль Давида Женя Журавкин уезжал в Севастополь. (Журавкин играл роль в «Комедии», но и «Комедия» сыграла в его жизни свою роль, потому что женщину, Было это лет семь назад. До этого момента я спектакля не видел. А когда увидел — ночь не спал. Спектакль меня потряс — и энергетикой, и тем, как ребята сыгрались… «Комедия» и сегодня находится «под крылом» Андрея Федоровича Андросика, несмотря на то, что несколько лет назад он ушел из этой жизни. А раньше — ушел в мир иной Владимир Вениаминович Рудов. Глубокий был человек, очень талантливый. Роль Давида, как мне кажется, он очень хорошо прописал, но во втором действии у меня огромный монолог. Я боялся этого монолога. Держать зал столько времени… Андросик очень много со мной репетировал — педагог он был потрясающий. Он не хотел, чтобы я копировал Журавкина, сказал: «Начнем все сначала»… Хотя Рудов и Андросик ушли, спектакль не стал мемориалом. Я не хочу говорить высокопарно… Эти люди очень дороги нам. И спектакль очень дорог. Он хорошо сделан, крепко сшит. Уже классика. Светлана НИКИФОРОВА, актриса, преподаватель БАИ, исполнительница роли Маланки: — Роль Маланки в дипломном спектакле сыграла Женя Кульбачная. Репетировали Маланку мы обе, но я уже готовилась стать мамой, поэтому — сами понимаете… После института Женя больше не играла в «Комедии». А я ввелась в спектакль, когда он был уже в репертуаре Альтернативного театра. Тогда мы с ним объездили и Украину, и Польшу, и Прибалтику, и в Шотландии даже побывали… Везде получали Конечно, за четырнадцать лет спектакль несколько видоизменился. Андросик, пока был жив, его постоянно подтягивал, подкручивал. «Комедия» к тому же очень сильно провоцирует актеров на импровизации. Шалят мои коллеги, ну как без этого! Однажды настоящую водку налили мне в бутыль, я хлебнула прямо на сцене и… Вспомнить страшно.
— На моей памяти это первый и, пожалуй, единственный «долгоиграющий» студенческий спектакль. «Комедия» всегда идет с аншлагами. Бывают периоды, когда мы играем спектакль …Да, всякое бывало. Мы и смеемся над собой, и сами себя веселим, Вообще, тут уже не только фольклор, но и Чехов нам подмигивает, и Хармс… А ближе всех к «Комедии» стоит «Стомлены д’ябал» Сергея Ковалева в Театре белорусской драматургии. Ковалев тоже использовал сюжетно Марашевского, Алехновича, а также Купалу… Геннадий ФОМИН, актер, преподаватель БАИ, диджей радио «Рокс» (вместе с Анатолием Голубом по будням ведет утренний конферанс «Напарники»), исполнитель роли Черта: — Зачем Черту нужны наши души? Да, похоже, и незачем. Устал он от этих торгов, надоело за много веков. Все уже известно: человек слаб, искусить слабого, полуголодного — невелика радость. Поэтому Черт по собственному почину усложняет себе задачу и стремится помочь Деме выиграть спор с ним же, Чертом. Вот такая творческая натура, этот Черт. Экспериментатор. Психолог. Понимает, что где победа — там и поражение. Что нужен выбор. Если нет вариантов — то нет и предмета спора, нет процесса познания, вообще нет никакой динамики. А без динамики — разве это жизнь? Даже в аду может быть скучно. Студентом я играл Черта жестко, но с годами смягчил рисунок роли. Теперь это совершенно не злой Черт. Да, не мужчина, не женщина, а некое существо, которым движет мысль, идея. …"Комедия" состоялась потому, что четырнадцать лет назад сошлось, сплелось в тугой узел несколько очень важных обстоятельств. Мне кажется, тогда у Андрея Федоровича Андросика был один из лучших курсов, все ребята непростые, и материал нам нужен был непростой, чтобы присутствовали и сарказм, и буффонада, и трагичность происходящего… Владимир Вениаминович Рудов — умница, интеллектуал. Он сделал пьесу внешне незатейливую, а на самом деле многослойную. Про Андросика что говорить — Режиссер с большой буквы. В итоге сложилась команда, в которой даже гример и костюмер за эти четырнадцать лет не менялись. А когда нам интересно, когда нам хорошо, тогда и зритель не отпускает… Константин МОМОТЮК, Первый и единственный за все четырнадцать лет. Он придумал знаменитой четверке лица — это авторский грим, очень выразительный и точный. И техничный — всем актерам, кроме Анатолия Голуба, Константин Момотюк клеит носы. Нос выражает национальный характер. Только Голуб играет с собственным носом, зато усы у него ненастоящие. А сколько усов Голуб сносил за это время, даже Момотюк не знает. Светлана ШИДЛОВСКАЯ P.S. «Комедия» долгое время украшала репертуар Малого театра, художественным руководителем которого является Игорь Забара. Он играет в этом спектакле Черта (в очередь с Александром Полозковым). |
|
BelarusToday.info • Copyright Magic 1999 - 2013 |
|