15 1 2025 |
|
ЭКСКЛЮЗИВ
НАШ ПАРТНЕР
РАССЫЛКА
|
Что снять белорусам вроде «Мастера и Маргариты»
С 19 декабря на канале "Россия" начался показ телесериала по роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Ни одна другая многосерийная картина в этом году не собирала столь обширную зрительскую аудиторию как в России, так и в Беларуси. Рейтинг фильма в первый день показа — под 30 процентов. Оценивать фильм лишь по его началу (всего зрители увидят десять серий) сложно, но кое-какие выводы сделать уже можно. Очевидно, что режиссер фильма Владимир Бортко поставил перед собой цель перенести на экран булгаковский текст во всех деталях. При этом он действует исходя из собственной убежденности в том, что мистики в "Мастере и Маргарите", меньше, чем социальных мотивов. "Он старается все максимально приземлить", — еще в ходе съемок говорил о творческом методе Бортко художник-постановщик картины Владимир Светозаров. Это стремление может не понравиться аудитории, особенно той ее части, для которой романтическим ореолом был озарен не только сам роман Булгакова, но и процесс его чтения и перечитывания. Однако не будем забывать, что с экранизацией другого произведения Михаила Афанасьевича — повести "Собачье сердце" — бытописатель Бортко справился блестяще. Многие телезрители недовольны тем, что Воланда играет Олег Басилашвили. Дескать, староват он для этой роли. Думается, что претензии подобного рода возникли бы к любому Воланду. Более того, за роль дьявола возьмется не каждый. Олег Янковский, в частности, от воплощения этого образа решительно отказался. По слухам, на роль Воланда претендовали и иностранные актеры — Гэри Олдмен, Жан Рено и Клаус Мария Брандауэр. И все же трудно будет спорить с мнением, что образ дьявола в интерпретации патриарха российского актерского цеха Басилашвили заиграл новыми красками. Еще одним объектом критики стала роль Понтия Пилата, которую Владимир Бортко доверил восьмидесятилетнему Кириллу Лаврову, в то время как булгаковскому Пилату — чуть больше сорока. Однако у режиссера, по его собственным словам, были на то веские причины: "Пилат — умный, много поживший и переживший человек, который точно знает, как устроены и жизнь, и Система. И вдруг приходит неизвестный человек и говорит крамолу, причем говорит убедительно. Но если этот человек прав, то это значит, вся жизнь Пилата летит к черту, все, во что он верил, неверно. Значит, этого просто не может быть! Поэтому нам на эту роль нужен был Кирилл Лавров как актер, за которым тянется шлейф сыгранных им людей. В правоту этих людей он верил, как верили многие из нас. Произносить текст, написанный для Пилата Булгаковым, и для него некий акт мужества". Вполне возможно, что найдутся те, кто на полном серьезе будет обвинять Владимира Бортко в лоббировании интересов "питерских". Ведь Лавров и Басилашвили — старейшины БДТ, сыгравший роль Мастера Александр Галибин — ныне главный режиссер петербургского Александринского театра, Анна Ковальчук (Маргарита) также живет и работает в Санкт-Петербурге. Режиссеру могут припомнить, что и булгаковскую Москву он по большей части снимал в Питере. Любопытна в этой связи тональность высказывания самого Бортко: "От Москвы тридцатых годов, слава богу, для жителей современной Москвы ничего не осталось, зато таких мест в Петербурге, увы, немало". Безусловно, порадовали своей актерской игрой в первых двух сериях "Мастера и Маргариты" Владислав Галкин (Иван Бездомный) и Сергей Безруков (Иешуа). А ведь к этим актерам, нередко снимающимся в телепроектах сомнительного качества, многие ценители авторского кино относятся скептично. Стопроцентным попаданием в роль может похвастаться Александр Абдулов (Коровьев). Даже если экранизация романа "Мастер и Маргарита" будет признана неудачной, с большей долей вероятности можно говорить о том, что нас ждет целая череда телевизионных интерпретаций классики русской литературы. А какие произведения белорусских писателей могли бы быть экранизированы в формате телесериала? Александр Ефремов, режиссер, генеральный директор киностудии "Беларусьфильм": — Еще со студенческих лет я мечтаю экранизировать роман "Мастер и Маргарита". После просмотра двух серий фильма Бортко могу сказать только одно: я представлял себе это иначе. Из произведений белорусской литературы, на мой взгляд, авторам телесериалов необходимо обратить особое внимание на прозу Владимира Короткевича. Экранизации его исторических романов выглядели бы очень солидно. Однако к подобным проектам мы еще только подступаемся. Андрей Расинский, кинокритик: — Мне кажется, что, в первую очередь, стоило бы взяться за масштабную экранизацию книги Яна Борщевского "Шляхціч Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях". Кинофильм по мотивам этого произведения снял Виктор Туров, но он, признаться, был неудачным и стал худшей работой мастера. Безусловно, настоящей золотой жилой для телевидения могло бы стать литературное наследие Владимира Короткевича. Телесериал можно было бы снять и на основе ранней прозы Максима Горецкого, тем более что у него есть цикл рассказов, объединенных одним героем. 21 Декабря, 2005 |
|
BelarusToday.info • Copyright Magic 1999 - 2013 |
|