4 5 2024 |
|
ЭКСКЛЮЗИВ
НАШ ПАРТНЕР
РАССЫЛКА
|
Крысолов
Поэтический спектакль в исполнении Эмилии Пранскуте. Режиссёр Дмитрий Маринин (г. Москва) Художник Алена Игруша В основе поэмы М.И. Цветаевой лежит древнегерманская легенда. В ней повествуется о бродячем музыканте, которому город посулил вознаграждение за избавление от нашествия крыс. Музыкант выполнил своё обещание, но платы не получил. В наказание жителям города, не сдержавшим слова, он увел за собой всех детей, которых никто никогда больше не видел. Цветаева переработала этот жестокий финал. ФЕСТИВАЛИ: ГРАН-ПРИ Международный фестиваль моноспектаклей “Я” (Беларусь, Минск) Международный фестиваль “Тетров одного актёра” (Молдова, Кишенёв) “Вроцлавские встречи одного актёра и театров малых форм” (Польша, Вроцлав) Международный фестиваль моноспектаклей “Thealis” (Германия, Киль) Московский международный фестиваль моноспектаклей (Россия, Москва) Международный фестиваль моноспектакей “Вiдлння”(Украина, Киев) Международный цветаевкие чтения (Литва, Вильнюс) О АВТОРЕ: Марина Ивановна Цветаева 1892—1941 О ПРОИЗВЕДЕНИИ: Крысолов - Поэма (1922) «Крысолов» — первая поэма Цветаевой, написанная в эмиграции, в Праге. Это пророчество о судьбах русской революции, романтический период которой закончился и начался мертвенный, бюрократический, диктаторский. Это приговор любой утопии о возможности народного торжества, народной власти. Это же издевка над разговорами о революционности масс, в основе бунта которых всегда лежат самые низменные мотивы — социальная зависть и жажда обогащения. Поэма Цветаевой чрезвычайно многопланова. «Крысолов» потому и стал одним из вечных, бродячих сюжетов мировой литературы, что трактовка каждого персонажа может меняться на прямо противоположную. Крысолов — и спаситель, и убийца, жестоко мстящий городу за обман. Горожане — и жертвы, и подлые обманщики, и снова жертвы. Музыка не только губит крыс, но и дарит им в гибели последнюю возможность обрести достоинство, возвышает их, сманивает чем-то прекрасным и уж во всяком случае несъедобным. Легенда о крысолове впервые появилась в литературной обработке в «Хронике времен Карла IX» Мериме. До этого она существовала в нескольких фольклорных вариантах. Фабула ее проста: в немецком городе Гаммельне нашествие крыс грозит истребить все запасы еды, а потом и самих горожан. В Гаммельн приходит загадочный крысолов, который обещает увести всех крыс за огромное вознаграждение. Ему обещают эти деньги, и он игрой на дудке сманивает крыс в реку Везер, где крысы и тонут благополучно. Но город отказывается выплатить ему обещанные деньги, и крысолов в отместку той же игрой на флейте завораживает всех до одного гаммельнских детей — уводит их из города в гору, которая перед ним расступается. В отдельных вариантах легенды люди, выходящие из горы, встречаются много после в окрестностях Гаммельна, они провели в горе десять лет и обладают тайными знаниями, но это уже варианты неканонические и к легенде прямого отношения не имеющие. Цветаева сохраняет эту фабулу, но придает персонажам особое значение, так что конфликт выглядит совсем не так, как в фольклорной первооснове. Крысолов у Цветаевой — символ музыки вообще, музыки торжествующей и ни от чего не зависящей. Музыка амбивалентна. Она прекрасна, независимо от того, каковы убеждения художника и какова его личность. Потому, мстя горожанам, крысолов обижается не на то, что ему недоплатили, не от жадности уводит детей, а потому, что в его лице оскорблена музыка как таковая. Музыка равно убедительна для крыс, бюргеров, детей — для всех, кто не желает ее понимать, но волей-неволей вынужден подчиняться ее небесной гармонии. Художник с легкостью уводит за собой кого угодно, каждому посулив то, что ему желательно. А крысам желательна романтика. Победивший пролетариат у Цветаевой довольно откровенно, с массой точных деталей изображен в виде отряда крыс, который захватил город и теперь не знает, что делать. Крысам скучно. «Господа, секрет: отвратителен красный цвет». Им надоедает собственная революционность, они зажирели и обрюзгли. «У меня заплывает глаз», «У меня оплывает слог», «У меня отвисает зад…» Они вспоминают себя отважными, зубастыми и мускулистыми, ненасытно-голодными борцами — и ностальгируют о том, что «в той стране, где шаги широки, назывались мы…». Слово «большевики» встает в строку само собой, ибо «большак», большая дорога, символ странствий, — ключевое слово в главе. Их-то и сманивает флейта: Индией, новым обещанием борьбы и завоеваний, странствием туда, где они стряхнут жир и вспомнят молодость (пророчица Цветаева не могла знать, что в головах некоторых кавалерийских вождей вызревал план освобождения Индии, чтобы не пропадал попусту боевой пыл красноармейцев после победы в гражданской войне). За этой романтической нотой, за обещанием странствий, борьбы и второй молодости крысы уходят в реку. Но детей крысолов сманивает совсем другим, ибо он знает, чьи это дети. Это дети сонного, благонравного, обывательского, сплетничающего, жадного, убийственного Гаммельна, в котором ненавидят все непохожее, все живое, все новое. Таким видится Цветаевой мир современной Европы, но и — шире — любое человеческое сообщество, благополучное, долго не знавшее обновления и потрясения. Этот мир не в силах противостоять нашествию крыс и обречен… если только не вмешается музыка. Дети этого мира могут пойти только за сугубо материальными, простыми, убогими посулами. И крысолов у Цветаевой сулит им «для девочек — перлы, для мальчиков — ловля их, с грецкий орех… И — тайна — для всех». Но и тайна эта простая, детская, глупая: дешевая сказка с сусальным концом, с благоденствием в финале. Мечты благовоспитанных мальчиков и девочек: не ходить в школу, не слушаться будильника! Всем — солдатики, всем — сласти! Почему дети идут за флейтой? «Потому что ВСЕ идут». И эта детская стадность, тоже по-своему крысиная, демонстрирует всю внутреннюю фальшь «детского» или «молодежного бунта». А музыка — жестокая, торжествующая и всесильная — уходит себе дальше, губя и спасая. 16 октября перед спектаклем "Крысолов" выступит известная литовская джаз певица Неда Неда уже выступала в Минске, и с большим успехом. Ее репертуар - в основном современный импровизационный джаз с элементами шоу, но она поет и стандарты. Неда Малюнавичуте (Neda Malunaviciute), известная литовская джазовая вокалистка и флейтистка. Родилась в 1971 году в Вильнюсе. 1980-1987 - Вильнюсская музыкальная школа имени Дварионаса по классу флейты. 1985-1986 - школа вокала в эстрадной студии Владимира Чекасина. Гастроли в составе детского биг-бэнда в Германии, Швейцарии, Австрии. 1986 - с этого года Неда принимала участие во всех джазовых фестивалях "Бирштонас". 1987-1990 - студентка Вильнюсской консерватории по классу классической флейты. 1988-1992 - в составе арт-рок-бэнда NNB (вокал, флейта) выступала с концертами в Польше, Дании, Эстонии и Латвии. 1993 - титул "Лучшая вокалистка" на конкурсе вокалистов стран Балтии "Via Baltia". 1993 - в составе АНУСАУСКАС ДЖАЗ-КВИНТЕТ выступала с концертами в Румынии, Эстонии, Беларуси. 1994 - АНУСАУСКАС ДЖАЗ-КВИНТЕТ получил Гран-при на фестивале "Бирштонас-94" (Литва). 1994 - вместе с КАУНАССКИМ БИГ-БЭНДОМ принимала участие в фестивалях в Финляндии ("Imatra Big-Band Festival") и Боргхольме (Швеция). 1994 - Гран-при фестиваля "Белостокская мальва" (Белосток, Польша). 1995 - в составе музыкального проекта DZIAZO NUBLOKSTI ("Унесенные джазом") вместе с Шинкаренко, Лауринавичусом, Лабутисом, Анусаускасом. Сегодня работает в новом cоставе ВИЛЬНЮС ДЖАЗ-КВАРТЕТА вместе с Молокоедовым, Шинкаренко, Лауринавичусом, Лабутисом. Кроме того, сотрудничает с Каунасским биг-бэндом и занимается сольной деятельностью в различных музыкальных стилях. Так, в 1998 году записанный ею диск в стиле поп "Time To Confess" получил две премии "Bravo". |
|
BelarusToday.info • Copyright Magic 1999 - 2013 |
|